Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

В ближайшее время в Казахстане может смениться правительство

Автор: Пресс-папье

Победа на президентских выборах 4 декабря 2005 года нынешнего главы Казахстана Нурсултана Назарбаева показала, что правящая элита республики сохраняет свои позиции и будет управлять страной еще, как минимум, семь лет. В связи с подтверждением ею своего влияния, в ближайшее время в казахстанском политическом бомонде следует ожидать серьезных изменений.
Прежде всего, возможные изменения коснутся правительства, а также глав администраций (акимов) областей и городов Астана и Алматы, полномочия которых, согласно Конституции РК, прекращаются с вступлением вновь избранного президента страны в свою должность. Официально это произойдет завтра, 11 января 2006 года.
В связи с этим главной интригой в политико-властной системе после выборов является то, кто станет новым премьер-министром республики, поскольку это способно изменить занимаемые позиции и баланс в отношениях ведущих групп внутри правящей элиты. В этом плане возможны следующие варианты:
1. Пост главы правительства сохраняется за Даниалом Ахметовым.
Учитывая, что в силу ряда оснований Ахметов имеет тесные связи с Евразийской группой, руководимой Александром Машкевичем, данная группа не только сохранит, но и, видимо, усилит свои позиции в казахстанской экономике и по влиянию на процесс принимаемых решений.
2. Премьером будет назначен другой человек.
В этом случае Ахметов может получить пост вице-премьера или министра индустрии и торговли. Что касается Евразийской группы, то относительно ее позиций все будет зависеть от того, кто возглавит новое правительство. Учитывая хорошие отношения Машкевича с Назарбаевым, вряд ли следует ожидать даже частичной утраты ею своего положения. В то же время уровень ее лоббистских возможностей в госаппарате будет понижен. Особенно если правительство возглавит представитель или близкий к соперничающей с ней группы человек.
В качестве наиболее вероятных претендентов на пост главы правительства можно выделить следующих лиц:
1) председатель совета директоров Народного банка Александр Павлов. В его пользу говорит то, что он продолжительное время уже работал в правительстве в ранге министра финансов, вице-премьера и первого вице-премьера. Является экономистом широкого профиля. Кроме того, Павлов является заместителем самого Нурсултана Назарбаева в руководимой тем партии «Отан» и активно проявил себя во время прошедших выборов, работая в избирательном штабе Назарбаева;
2) председатель правления Народного банка Григорий Марченко. Имеет солидный опыт руководящей работы, в том числе на постах председателя Национального банка, первого вице-премьера и помощника президента РК. В настоящее время по совместительству является внештатным советником главы государства. Профессиональный финансист. Его назначение главой правительства может вызвать одобрение у широкого круга зарубежных деловых кругов, что в свою очередь может положительно отразиться на привлечении иностранных инвестиций в экономику Казахстана;
3) аким Астаны Умирзак Шукеев. Профессиональный экономист и опытный хозяйственник. В разное время занимал посты министра экономики, вице-премьера, замруководителя администрации президента. Не имеет тесных связей с ведущими внутриэлитными группами;
4) вице-премьер Ахметжан Есимов. Опытный орговик и хозяйственник. Занимал данную должность в различных составах правительства. В разное время также был акимом Алматинской области, государственным секретарем РК, послом Казахстана в странах Бенилюкса и представителем в НАТО и ЕС, председателем Госкомитета по инвестициям, министром сельского хозяйства. В настоящее время курирует проведение приватизации земельных угодий. По некоторым данным, приходится Назарбаеву родственником;
5) руководитель администрации президента РК Адильбек Джаксыбеков. Профессиональный экономист и опытный хозяйственник. В свое время занимал посты акима Астаны и министра индустрии и торговли. На нынешнем посту отличился успешным, с точки зрения интересов правящей элиты, проведением прошедших президентских выборов в качестве координатора деятельности акимов и других государственных органов. При этом все время находился в «тени», что позволило ему избежать выпады со стороны оппозиции.
Следует отметить, что назначение во главе правительства трех последних лиц не приведет к серьезным изменениям расклада сил внутри правящей элиты. Все они не имеют, во всяком случае ярко выраженных, тесных связей с теми или иными группами, что делает их компромиссными для всех этих групп фигурами.
Что касается Марченко и Павлова, то, находясь на своих нынешних должностях в Народном банке, они фактически тесно взаимодействуют с контролирующей банк группой среднего зятя президента страны Тимура Кулибаева. В связи с этим назначение одного из них премьер-министром, а другого, скорее всего, первым вице-премьером, отразится на усилении позиций данной группы.
Кстати, сам Кулибаев в сентябре 2005 года неожиданно ушел в добровольную отставку с поста первого вице-президента национальной кампании «Казмунайгаз» и сосредоточил свою деятельность в частном бизнесе. Вероятно, что эта отставка связана с несколько раз озвученным намерением государства передать КМГ в частное владение. В этом случае Кулибаев и его группа имеют все шансы, чтобы приватизировать кампанию, став тем самым из прежних менеджеров ее полноправными владельцами.
Со сменой правительства может произойти продвижение по службе другого зятя главы государства Рахата Алиева, занимающего должность первого вице-министра иностранных дел и спецпредставителя РК в отношениях с ОБСЕ. Учитывая, что Алиев активно участвовал в полемике с представителями ОБСЕ относительно демократичности и легитимности президентских выборов, а также заявленное главой государства намерение обеспечить избрание Казахстана в 2009 году председателем этой международной организации, не исключено, что он будет назначен министром иностранных дел.
В целях снижения в республике политической напряженности, возникшей на волне прошедших выборов, президент, видимо, пойдет на некоторые меры либерально-демократического характера. Одной из них уже стало недавно принятое, формально Экибастузским городским судом, решение об условно-досрочном освобождении из мест лишения свободы одного из лидеров оппозиции Галымжана Жакиянова.
В то же время такое решение нельзя назвать однозначно жестом доброй воли главы государства. Скорее всего, в его принятии кроется серьезный политический расчет. Учитывая вес Жакиянова в народе и в оппозиционной среде, не исключено, что своим возвращением к активной политической деятельности он может потеснить позиции лидера оппозиционного блока «За справедливый Казахстан» Жармахана Туякбая и особо приближенных к нему сопредседателей партии «Настоящий Ак жол» Булата Абилова, Ораза Жандосова, Тулегена Жукеева и Алтынбека Сарсенбаева.
Помимо этого следует ожидать, что вокруг Жакиянова соберутся бывшие активисты руководимой им Народной партии «Демократический выбор Казахстана», закрытой властями через суд по явно надуманным основаниям в январе 2005 года. В этом случае неизбежным станет обострение их отношение с своими бывшими сопартийцами, создавшими свою новую партию – «Алга!» («Вперед»), Асылбеком Кожахметовым и его соратниками.
Все вместе это может привести к распаду оппозиционного блока. Тем более, что ЗСК был создан преимущественно для участия в президентских выборов. К тому же в эту ситуацию вполне может вмешаться власть путем, к примеру, приглашения на госслужбу тех своих оппонентов, которые придерживаются несколько умеренных взглядов и форм своего политического поведения.
Еще более ожидаемым шагом со стороны президента станет создание под своим непосредственным руководством Государственной комиссии по разработке и конкретизации выдвинутой им программы политических реформ. Судя по всему, она будет создана на базе Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества при Президенте РК. В состав данного органа планируется включить депутатов Парламента, представителей администрации президента, правительства, политических партий и НПО.
Есть вероятность того, что из оппозиции в эту комиссию может войти в лице своего лидера партия «Ак жол», которая занимает промежуточную позицию между властью и ЗСК. В пользу этого говорит фактическое признание Алиханом Байменовым легитимности прошедших выборов. К тому же его сближение с властью будет сделано в противовес ЗСК и особенно в ходящих в этот блок лидеров «Настоящего Ак жола», со стороны которых Байменов и руководимая им партия подвергаются периодическим нападкам.
Определенным коррективам, судя по всему, повергнется и внешнеполитический курс Казахстана. Продолжая декларировать многовекторность данного курса, реально Нурсултан Назарбаев, видимо, будет усиливать взаимодействие своего государства с Россией, другими странами СНГ и Китаем, которые оказали ему серьезную политическую поддержку на выборах и одними из первых признали их законность и легитимность. В этой связи возможны некоторые проявления охлаждения отношений Казахстана с США и ЕС, чьи оценки выборов содержат в себе некоторую критику.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте