Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Цхинвали: война или мир?

Автор: Пресс-папье

Рассуждения о генезисе этнических конфликтов в Грузии и вероятном возобновлении военных действий в Абхазии и Южной Осетии, как правило, основаны на анализе личностных качеств политических деятелей. Выводы тоже делаются, главным образом, исходя из этого, скажем прямо, субъективного фактора. Вот и сейчас, накануне саммита «Большой восьмерки» многие в Цхинвали и Москве с полной уверенностью утверждают, что Тбилиси готовится к силовым действиям для разрешения грузино-осетинского конфликта. При этом, имеется в виду не столько распространенная ФСБ информация, сколько именно непредсказуемость действий нынешней администрации Грузии во главе с президентом Михаилом Саакашвили.
Подкрепляя свои выводы, кое-кто даже сослался на факт строительства около Гори (в 25 километрах от Цхинвали) военной базы для размещения четырех тысяч военнослужащих. При этом, почему-то никто не вспоминает, что упомянутая база создается на деньги Соединенных Штатов Америки, которые финансируют военную программу Грузии вовсе не для решения ее внутренних проблем, а, как говорится, сугубо в своих интересах. Кстати, в свое время, несмотря на неоднократные обращения «большого друга Запада» Эдуарда Шеварднадзе, там никто не счел нужным хоть как-то повлиять на ход событий, чтобы остановить кровопролитие в Южной Осетии и Абхазии. Почему? А потому, что в богом забытой маленькой Грузии никто не видел своего интереса. Это после, когда Европа и США оказались перед необходимостью поиска альтернативных источников и маршрутов транспортировки энергоносителей из восточных регионов, на карте мира вдруг заметили Закавказье, в частности, затерявшуюся в горах Грузию с выходом на Черное море. Заметили потому, что появился интерес.
Именно этот фактор обусловил растущий интерес США к Кавказскому региону, а не бескорыстное желание восстановить территориальную целостность Грузии. Понятно, что для реализации своих планов, Западу здесь нужен стабильный регион, а не территория, охваченная пламенем этноконфликтов. Тем более, сейчас, когда уже действует столь дорогостоящий и имеющий стратегическое значение нефтепровод Баку-Джейхан. Как известно, на подходе еще другие не менее важные проекты, реализация которых также связана с Азербайджаном и Грузией. Именно из этого интереса вытекает то щедрое финансирование строительства вооруженных сил Грузии, которое осуществляется Соединенными Штатами. Кстати, в основе столь энергичного участия в подготовке и оснащении грузинской армии тоже лежит корысть. Эта армия Америке нужна для обеспечения безопасности пролегающих здесь коммуникаций и использования в тех регионах, где она тоже имеет свои конкретные интересы. Например, в настоящее время 900 (!) грузинских военнослужащих находятся в Ираке, где, по всей вероятности, они вовсе не заняты восстановлением территориальной целостности своей страны.
В такой ситуации, едва ли возможно предположить, что Соединенные Штаты согласятся на дестабилизацию обстановки в Закавказье, даже если речь пойдет о силовом методе решения проблем территориальной целостности дружественной им Грузии, поскольку, как известно, «дружба – дружбой, а табачок – врозь».
Конечно, вполне логично думать, что в правящих кругах Грузии есть желание восстановить свою юрисдикцию в мятежных регионах военным путем. Тем более, прецеденты таких устремлений уже имели место в прошлом. Тут же следует отметить, что, в свое время, военные действия как в Цхинвали, так и в Абхазии были спровоцированы тогдашним министром обороны, членом образованного после государственного переворота (1992 г.) триумвирата Тенгизом Китовани, который в Тбилиси изначально считался провокатором, работавшим по заданию «секретных служб сопредельного государства». Между прочим, если конфликт в Абхазии в какой-то степени был обусловлен напряженными взаимоотношениями между двумя братскими народами в пресловутый советский период, в Цхинвали он не имел под собой никакой подоплеки. Напряженность возникла в период кульминации национально-освободительного движения вследствие серьезных ошибок его лидеров с грузинской стороны.
Тем не менее, ошибки прошлого не послужили уроком. Придя к власти после «революции роз», нынешнее руководство Грузии попыталось разыграть сценарий, благодаря которому удалось избавиться от режима Аслана Абашидзе в Аджарии. Но на этот раз на сцену вышел президент США, который решительно одернул «творцов революции». Второго одергивания, видимо, не будет, поскольку если грузинская сторона снова попытается применить силу, она просто лишится доверия и поддержки со стороны администрации США, которая, никогда не вкладывает деньги в непредсказуемость. В Тбилиси хорошо понимают, что без финансовых инъекций США администрация Михаила Саакашвили не продержится и года.
Если даже допустить, что Саакашвили и его команда, главным образом, действуют на эмоциональном уровне и им чужд столь необходимый при решении политических задач холодный расчет, то нет основания думать, что они не видят тех перспектив для страны, какие открывают озвученные в последнее время проекты. В Грузии хорошо сознают, что никакие усилия, направленные на обеспечение обороноспособности, не могут стать надежной гарантией безопасности страны без заинтересованности в ней мирового сообщества. А эту заинтересованность гарантирует осуществление именно упомянутых проектов. О такой гарантии Грузия мечтала на протяжении всей своей полной трагических событий истории, теперь она не упустит этого шанса даже ради восстановления своей юрисдикции в мятежных регионах. Если же в Цхинвали, не приведи Господи, дело все же дойдет до вооруженного противостояния, оно будет исходить только от противников государственности Грузии, как внутри страны, так и за ее пределами.
Ведение военных действий даже в ограниченном масштабе, как известно, непременно предполагает наличие весьма серьезных экономических ресурсов. Грузии же, где бездействуют почти 90 процентов предприятий, а из всех отраслей национальной экономики лишь сельское хозяйство дает определенное количество продукции (в несколько раз меньше, чем в советский период), эти ресурсы брать практически негде. К тому же, в Тбилиси все эксперты сходятся во мнении, что, в случае обострения ситуации в Южной Осетии или Абхазии, грузинским вооруженным силам непременно придется противостоять российской армии. Никто не сомневается в том, что Москва тотчас же введет свои войска через Рокский тоннель и при этом заявит, что это добровольцы с Северного Кавказа пришли на помощь своим осетинским братьям. Не зря же, в свое время, Москва спешно выдавала жителям региона российские паспорта. Представляется, что нет надобности рассуждать о том, чем может кончиться такое противостояние для грузинского государства.
Если учесть перечисленные, а также другие факторы, можно заключить, что возобновление силовых действий в Цхинвали с грузинской стороны в нынешней ситуации может нанести сокрушительный удар только по интересам Грузии, следовательно, они не могут быть предприняты властями этой страны, поскольку это противоречит здравому смыслу.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте