Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

В Баку не ждут скорого прорыва в карабахском урегулировании

Автор: Пресс-папье

Встреча двух президентов в Минске была уже третьей по счету с начала 2006 года, объявленного западными посредниками «золотым окном возможностей» или «годом решения карабахского конфликта». Только за этот год сопредседатели Минской группы ОБСЕ семь раз посетили регион, что позволило изрядно интенсифицировать переговоры.
Минская встреча действительно отличалась от встреч в Рамбуйе и Бухаресте рядом моментов. Впервые обе конфликтующие стороны признали, что на переговорах наметился определенный прогресс. Также, в отличие от предыдущих встреч, пресс-службы обеих сторон не стали, по крайней мере, пока, выступать с опровержениями заявлений представителей противоположной стороны. «За последнее время нам удалось решить ряд вопросов. Но есть такие принципиальные моменты, по которым наши мнения различаются, и мы обсудили их», - так комментировал итоги переговоров президент Азербайджана Ильхам Алиев. А министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров, добавил, что остался всего один единственный несогласованный вопрос, который, по всей видимости, и был все эти годы главным.
Можно с очень большой вероятностью предположить, что это – вопрос проведения референдума по будущему статусу Карабаха. Однако этот «один вопрос» в действительности весит намного больше, чем все остальные спорные моменты вместе взятые. Официальный Баку неоднократно заявлял, что не согласится на проведение референдума о статусе только на территории Нагорного Карабаха, и, похоже, пока эта проблема далека от своего решения.
Напомним, что в числе других предметов переговоров в разные времена назывались освобождение семи оккупированных районов вокруг бывшей Нагорно-Карабахской автономной области, вопрос «Лачинского коридора», соединяющего Нагорный Карабах (НК) с Арменией, возвращение беженцев, ввод миротворческих сил и их состав, статус города Шуша, до конфликта населенным преимущественно азербайджанцами, статус Шаумяновского района, не входившего в административные границы НКАО, однако населенного преимущественно армянами и другие.
До последнего времени спорным оставался также и вопрос освобождения двух азербайджанских районов (Кельбаджар и Лачин). Армянская сторона настаивала на том, чтобы эти районы были освобождены после определения статуса, азербайджанская же сторона требовала, чтобы было определено точное время освобождения и этих территорий. Скорее всего, стороны достигли какого-то компромисса в этом вопросе, хотя информация о ходе переговоров все еще остается закрытой.
Тем не менее, ожидать каких-либо решений в ближайшее время, судя по всему, было бы неправильным. Пока идет только лишь согласование общих принципов решения конфликта. Настоящие интенсивные переговоры начнутся после того, как эти принципы будут согласованы. Но уже в скором времени, в мае 2007 года, в Армении состоятся парламентские выборы, а вслед за ними – в 2008 году – и в Армении, и в Азербайджане пройдут выборы президентские. Вряд ли какое либо решение будет юридически оформлено раньше 2009 года, очередного «окна возможностей». Но этот срок реален лишь в том случае, если нынешние руководители двух стран после выборов сохранят власть.
Позиции президента Азербайджана Ильхама Алиева прочны как никогда и нет никаких сомнений в том, что он в 2008 году будет переизбран (разумеется, если не возникнут непредвиденные обстоятельства). Но в Армении президент Кочарян, по закону, не имеет права баллотироваться на третий срок. Следовательно, для решения Карабахской проблемы к 2009 году необходимо, чтобы у власти оставался член команды Кочаряна, а таковым, как считают в Баку, является министр обороны Серж Саркисян. Но его позиции не так прочны, как у Ильхама Алиева, поэтому дуэт Кочарян-Саркисян гораздо больше нуждается в международной поддержке, особенно поддержке России.
Скорее всего, именно российский фактор и сыграл положительную роль в относительном продвижении переговоров вперед на Минской встрече. Незадолго до начала саммита глав государств СНГ и Алиев и Кочарян побывали в Москве и встречались с президентом РФ В. Путиным. По словам известного азербайджанского политолога Зардушта Ализаде, Россия ныне заинтересована в некоей «трансформации» Карабахского конфликта. Она не намерена допустить в регион международные миротворческие силы и поэтому, взяв инициативу на себя, старается сама стать гарантом соблюдения договоренностей. Раньше азербайджанская сторона относилась к России с нескрываемым недоверием, так как она состоит в одном военном блоке с Арменией – в ОДКБ. Однако Ильхам Алиев, в отличие от своего отца, относится к России с гораздо большей симпатией. Одной симпатии, конечно же, мало, тут еще следует учесть, что именно российские политтехнологи оказали очень большую помощь азербайджанским властям в преддверии парламентских выборов 2005 года, когда над Баку маячил призрак «оранжевой революции».
Косвенным подтверждением усиления лидирующей роли России явился и тот факт, что американский сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтт Брайза и вовсе не приехал в регион накануне Минского саммита.
В Азербайджане, однако, все еще преобладает достаточно пессимистический настрой на перспективы мирного урегулирования конфликта в ближайшее время. Например, близкий к властям политолог Рустам Мамедов, выступая по ТВ, заявил: «Стороны говорят, что они приближаются к последнему этапу переговоров, но никто не может сказать, сколь долго они будут обсуждать этот самый трудный последний этап».
Некоторые аналитики связывают недавнее закрытие частного телеканала ANS с готовящимся непопулярным решением и уступками со стороны наших властей в Карабахском вопросе. ANS был известен своей непримиримой позицией по Нагорному Карабаху, и откровенно призывал решить вопрос военным путем. Телекомпания была лишена эфира 25 ноября, т.е. за три дня до встречи президентов в Минске. Однако другие наблюдатели сомневаются в какой-либо связи закрытия ANS с мирными переговорами.
Общественное мнение в Азербайджане на ход переговоров по Карабаху реагирует достаточно спокойно, тем более что пока информации для обсуждения почти нет. Карабахский вопрос не является на сегодняшний день в республике самой актуальной темой, обсуждаемой в обществе и в СМИ, и уступает, допустим, проблеме свободы слова или социальным вопросам. Гражданское общество и вовсе отрезано от какого-либо участия в мирном процессе. НПО, пытающие сделать какие-то совместные миротворческие проекты с армянскими коллегами, могут оказаться под сильным давлением радикалов, управляемых из президентского аппарата.
Однако все же следует отметить, что, по сравнению с началом года, военная риторика официальных чиновников из Баку заметно пошла на убыль. Уже не звучат заявления о возможности решить вопрос военным путем, и все чаще обсуждаются будущие модели автономии Карабаха. Раньше было неизвестно, какого «кота в мешке» власти собираются предложить в качестве «высокого статуса» автономии, сейчас же на страницах СМИ идет дискуссия о разделе полномочий между Баку и Степанакертом. Это также косвенный показатель того, что власти все же намерены готовить общественное мнение к каким-то компромиссным решениям, пусть и не в скором времени.
Пока же, выражаясь словами министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова, «переговоры подошли к чувствительной отметке». 7-го декабря на Генеральной Ассамблее ООН намечено обсуждение «замороженных конфликтов» на территории бывшего СССР, а 10-го декабря в НК намечено проведение «конституционного референдума», который тот же министр назвал «пустой затеей».

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте