Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Астана форсирует процесс диверсификации нефтегазовых маршрутов

Автор: Пресс-папье

В конце марта состоится собрание акционеров Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). На встрече должно быть принято решение об увеличении мощности маршрута транспортировки казахской нефти к черноморскому порту Новороссийск с существующих 30,5 до 67 млн. тонн нефти в год. Еще в прошлом году на встрече Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева была достигнута принципиальная договоренность о строительстве второй очереди КТК. Но реализация проекта стоит на месте из-за несогласия российской стороны, которой принадлежит 24% акций, с тарифной и инвестиционной политикой консорциума.
За два месяца до мартовской встречи руководство РК заметно усилило свои переговорные позиции. Было объявлено о планах строительства Казахстанской каспийской транспортной системы (ККТС) мощностью до 38, а в перспективе и до 60 млн. тонн в год. Она будет состоять из подводной трубы, идущей от месторождения Кашаган до Ескене, оттуда по каспийскому побережью будет проложен 200-километровый трубопровод до Курыка, в котором будет возведен специальный нефтеналивной терминал. Строительство аналогичного объекта предполагается и на другом берегу Каспия – в Баку. Кроме того, планируется создание современного танкерного флота для транспортировки углеводородного сырья через Каспийское море. Данный маршрут должен быть готов к началу промышленной добычи нефти на месторождении Кашаган (правда, на днях оператор проекта – компания ЭНИ – в очередной раз отложила начало его разработки ориентировочно до 2011-2012 года). Предполагается, что, в случае возникновения проблем с расширением мощностей КТК, в альтернативную ККТС может быть перенаправлена и часть нефти с месторождения Тенгиз.
Новая транспортная система призвана компенсировать дефицит мощностей нефтепровода Атырау-Самара. Там до сих пор не решен вопрос о строительстве банка качества нефти в системе «Транснефть» (без него нефтяные компании, работающие в Казахстане, отказываются гарантировать обеспечение объемов сырья для транспортировки), что препятствует увеличению пропускной способности трубопровода Атырау-Самара с нынешних 9 до 25 млн. тонн нефти.
Таким образом, в связи с планами роста добычи нефти Казахстан страхуется от возможного дефицита перекачивающих мощностей через Россию. В то же время, реальной альтернативой российским маршрутам для Астаны уже является китайское направление. Здесь, в первую очередь, имеется в виду пущенный в прошлом году трубопровод Атасу-Алашанькоу, через который в 2006 год в КНР было транспортировано 2,5 млн. тонн нефти. В этом году по данному маршруту планируется перекачать 6-7 млн. тонн. В настоящий момент ТЭО проходит продолжение ветки до Каспия. Благодаря этому у Казахстана уже в ближайшее время появится полноценное экспортное направление на восток. Его проектная мощность составляет до 20 млн. тонн нефти в год.
Аналогичную стратегию на диверсификацию своих углеводородных маршрутов казахстанское руководство выбрало и в газовой сфере. Пытаясь избавиться от зависимости в транспортировке голубого топлива от российского «Газпрома», компания «КазТрансГаз», «дочка» национальной нефтяной компании «КазМунайГаз», прорабатывает возможность строительства газопровода в Китай. Партнеры из КНР настаивают на маршруте, параллельном нефтепроводу Западный Казахстан – Западный Китай, составной частью которого является Атасу-Алашанькоу. Данный вариант является более экономически выгодным, чем предлагаемый казахстанской стороной маршрут, проходящий через южные регионы республики. Из-за неразвитости своей газовой инфраструктуры, Казахстан как экспортер газа не может обеспечить «голубым топливом» некоторые собственные регионы и вынужден покупать для внутреннего потребления дорогой узбекский газ. Другим аргументом в пользу «южного маршрута» является возможность в перспективе перенаправить в Китай часть туркменского газа. Вслух об этом казахские чиновники и СМИ не говорят, ссылаясь на «непредсказуемость» туркменской стороны.
В условиях стремления республики к диверсификации поставок нефти и газа, на руку руководству Казахстана играет активность американцев и европейцев, которые наведываются в Астану с начала 2007 года с регулярностью раз в две недели. Основная тема переговоров – «обсуждение перспектив строительства маршрутов транспортировки казахских углеводородов на мировые рынки в обход России». А это – и более активное участие в нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан, и подключение к газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум, и возможное участие РК в европейском «Набукко». Последние два проекта связаны как раз с транспортировкой газа. Технологически доставлять казахский газ через Каспий сегодня можно только лишь посредством строительства транскаспийского газопровода. Официально Астана не рассматривает такой возможности, в том числе, из-за экологических проблем. Но в перспективе она и не исключает строительство транскаспийских трубопроводов, например, подводной трубы от Кашагана до Баку.
А что же Россия? Представители Казахстана говорят о том, что сегодня и в будущем большая часть углеводородов все равно будет течь через российскую территорию. Но тщательный подсчет мощностей проектов, планируемых к реализации, говорит о том, что уже к 2015 году Казахстан будет поставлять на мировые рынки через РФ столько же нефти, сколько и в обход нее, и это еще при условии, что будут расширены возможности российских маршрутов КТК и Атырау-Самара. Учитывая, что в 2007 году в РК ожидается серьезный прирост добычи нефти, можно сказать, что республика с каждым годом становится все более серьезным игроком на мировых нефтегазовых рынках. Поэтому транзит казахского сырья может дать не только политические, но и ощутимые экономические выгоды. Россия же из-за своей несогласованной и негибкой политики в регионе рискует потерять доступ к основным потокам каспийских углеводородов со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте