Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Соперничество между Кокойты и Санакоевым может перерасти в вооруженное противостояние

Автор: Мамука Бакашвили

На днях парламент Грузии принял закон, предусматривающий создание административной единицы в Цхинвальском регионе (Южной Осетии – ПП). В интервью изданию эксперт Гоча Мсхаладзе заявил, что пока трудно прогнозировать возможный результат предпринятого шага, поскольку новый закон представляет собой лишь сырой материал, который не содержит ответов на основные вопросы.
«Ахали таоба»: - В чем состоит суть этого закона?
Г. М.: - В нем речь идет о том, кто должен быть субъектом переговоров. Исходя из того, что по принципиальным вопросам Кокойты не идет на переговоры с властями Грузии, субъектом переговорного процесса с осетинской стороны остается только Санакоев (глава альтернативной администрации Южной Осетии – ПП). Хотя, в этом случае, тоже не обходится без проблемы – власть Санакоева лишена всякой легитимности. К тому же, необходимо выяснить, насколько ему доверяет осетинское население.
«Ахали таоба»: - Если Санакоев не имеет легитимности, тогда непонятно, почему Саакашвили с ним встретился?
Г. М.: - Думаю, президент Грузии тоже не имел представления о статусе человека, у которого он гостил в Курте (село, в котором находится резиденция Д. Санакоева – ПП). Это было похоже на встречу сюзерена со своим вассалом с целью создать последнему политический имидж.
«Ахали таоба»: - Но для этого власть Санакоева должна обрести правовую базу…
Г. М.: - В таком случае, он должен выражать волю осетинского населения. Однако на сегодня Санакоев не только не наделен его доверием, но и в определенных кругах считается предателем. Диалог с ним Саакашвили больше смахивает на беседу с самим собой, нежели на разговор с лицом, пользующимся доверием осетин.
«Ахали таоба»: - Вы хотите сказать, что доверяют только Кокойты?
Г. М.: - Конечно, среди осетинского населения ему доверяют больше, чем Санакоеву. Исходя из этой реальности, следует полагать, что диалог с Санакоевым грузинской стороне ничего не даст.
«Ахали таоба»: - А какой статус имеет Цхинвальский регион в документе, который принял парламент?
Г. М.: - В этом документе о статусе пока ничего не сказано. Там указано, что проблему грузино-осетинского конфликта надо решать путем переговоров. А то, что предполагается по части статуса, внушает беспокойство.
«Ахали таоба»: - Что вы имеет в виду?
Г. М.: - Согласно этому документу, Цхинвальский регион должен быть преобразован в политическую единицу на уровне автономной республики (без этого статуса переговоры лишаются смысла). Эта автономная республика будет иметь высокую степень самоуправления, вследствие чего, осетинское население получит такой уровень политической самостоятельности, какого оно никогда не имело. Примечательно, что такого статуса осетины не имели даже во время существования Советского Союза. Если этот регион в свое время получил статус «автономной области» благодаря России, теперь еще более широкую автономию ему предоставляет уже власть Грузии. А это значит, что мы признаем справедливость требования осетин.
«Ахали таоба»: - Что подразумевает под собой «высокая степень автономности» республики?
Г. М.: - Это пока еще не определено, хотя, тут главное то, что Цхинвальский регион наделяется статусом республики. Естественно, возникает вопрос: не будет ли степень автономности настолько высокой, что она сравняется со статусом субъекта федерации? В мире есть страны с таким федеративным устройством, где за основу взят только национальный признак, из-за чегоэти государства всегда находятся перед угрозой территориального распада. Такое положение имеется в Китае, Индии, России, Испании и т.д.
«Ахали таоба»: - Но там настолько сильна юрисдикция центральной власти, что национальные административные образования лишены возможности выйти из состава этих государств...
Г. М.: - Мне понятна эта позиция, но проблема статуса в целом ряде государств остается нерешенной. На нынешнем этапе мы действительно можем быть спокойны с учетом того, что Юго-Осетинская республика будет в составе Грузии. Однако в отдаленной перспективе такой подход вызовет новый взрыв. Для иллюстрации можно взять пример Испании. Несмотря на то, что это достаточно сильное государство как с экономической, так и с военной точки зрения, проблема басков продолжает оставаться серьезной головной болью. А что произойдет со слабой и только развивающейся Грузией, если после создания Республики Южная Осетия мы получим новую федеративную единицу?
«Ахали таоба»: - Вы считаете, что волю осетин выражает Кокойты, а не Санакоев, следовательно, грузинская сторона должна вести переговоры именно с ним?
Г. М.: - С юридической точки зрения, Кокойты тоже находится за пределами легитимности. Если на этом фоне наша власть в качестве партнера на переговорах изберет Санакоева, это понятно, поскольку этим шагом она покажет мировой общественности, что готова решить проблему Цхинвальского региона мирным путем. А что касается последствия принятого парламентом документа, таковым может быть то, что после создания территориальной единицы в Цхинвальском регионе из подчинения Кокойты выйдет целый ряд районов. Это вовсе не маленькая территория, Следовательно, можно предположить, что влияние Кокойты ослабнет, а Санакоева – усилится, правда, в основном за счет грузинского населения. Хотя этот положительный момент тоже может породить новую проблему. В частности, нельзя исключать, что соперничество между окружением Кокойты и Санакоева перерастет в вооруженное противостояние. А это даст России дополнительный аргумент для того, чтобы выступить в роли посредника между конфликтующими сторонами. К тому же, Москва попытается доказать миру, что грузинская сторона допустила ошибку, когда способствовала созданию альтернативы администрации Кокойты.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте