Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Азербайджан обеспечил себя азиатским нефтегазовым транзитом

Автор: Пресс-папье

Прогнозы аналитиков, согласно которым итоги визита В. Путина в Астану и Ашхабад приведут к ухудшению отношений между Россией и Азербайджаном, не оправдались. Спокойное отношение руководства республики к предложению Москвы о строительстве Прикаспийского газопровода и модернизации магистральных трубопроводов «Средняя Азия - Центр» во многом объясняется тем, что азербайджанская сторона – через реализацию таких крупных инфраструктурных проектов как Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и Баку-Эрзурум – условия для будущей транспортировки туркменских и казахских углеводородов уже обеспечила. Поэтому любые предложения России, по мнению руководства Азербайджана, кардинально не повлияют на стремление Астаны и Ашхабада к диверсификации направлений для экспорта нефти и газа. В связи с этим Баку не видит особых причин для того, чтобы в вопросах транспортных тарифов и допуска к своей инфраструктуре идти на уступки соседям.
Очень точную картину сложившейся ситуации с транспортировкой и добычей нефти и газа дал директор Центра нефтяных исследований Ильхам Шабанов. Он сравнивает Россию с крупным супермаркетом, в котором вы в основном закупаете продукты, но рядом с домом у вас есть небольшой рынок, в данном случае, Азербайджан, на котором нет такого разнообразия, но вы от него все равно не откажетесь, потому что он ближе, а продукты там подешевле и домашние. Так и среднеазиатские страны стараются, пусть по железной дороге, но использовать кавказское направление для экспорта – лишь бы была альтернатива.
Используя желания своих соседей, Баку в последнее время чувствует себя все увереннее и уже диктует условия заинтересованным странам. Азербайджанская компания Middle East Petrol, которая занимается транспортировкой восточнокаспийских углеводородов, подняла тариф на 5,5 долларов (до 36 долларов за тонну), в результате было зафиксировано резкое снижение ежемесячного потока нефти в пять раз (до 100 тыс. тонн), а прогноз на объем транспортируемой через Азербайджан и Грузию по железной дороге нефти на 2007 год снижен на 30% (до 9,5 млн. тонн). Одновременно возрос поток казахстанской и туркменской нефти в Иран. Это вызвал крайнюю озабоченность уже американцев, и начата работа по гармонизации отношений внутри транспортного коридора Азербайджан-Грузия.
Прежде всего, представители США начали активные консультации с Баку. 18 мая президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Ровнаг Абдуллаев принял чрезвычайного и полномочного посла США Энн Дерси. По официальным сводкам, обсуждались, в частности, «вопросы транспортировки нефти из казахстанского сектора Каспийского моря, как по трубопроводам, так и по железной дороге».
Недавно в Баку прошел саммит ГУАМ, на который были приглашены делегации более 30 стран и вопрос энергетической безопасности стал там одним из ключевых. Наконец, в начале июля в азербайджанской столице пройдет неделя НАТО, где также будет проведены консультации по поставкам углеводородов.
Однако первые результаты работы представителей США, главных вдохновителей планов диверсификации нефтяных и газовых потоков из Центральной Азии на Запад, уже можно увидеть. Азербайджан готов пересмотреть тарифную политику для казахстанского танкерного флота, использующего инфраструктуру порта Баку. Об этом стало известно после визита министра экономического развития АР Гейдара Бабаева в Казахстан в середине мая. «В соответствии с соглашением, мы должны применять к казахским судам тот же режим, что и к своим судам. Пока для своих судов у нас более низкий тариф, а для казахстанских судов тариф хоть и выше, но он, все же, ниже, чем тарифы в порту Актау для наших судов. Думаю, тарифы могут быть пересмотрены без нарушений условий межправительственного соглашения», - сказал Г. Бабаев.
В свою очередь руководство Азербайджанской государственной железной (АГЖД) начали предварительные переговоры с консорциумом «ТенгизШевройл» о заключении контракта на поставки через свою территорию нефти на мировые рынки с казахстанского месторождения Тенгиз. Об этом в Астане заявил начальник АГЖД Ариф Аскеров. По его словам контракт с «ТенгизШевройл» может быть заключен сроком на пять лет. С Тенгиза нефть по территории Азербайджана может пойти уже в 2008 году.
Некоторые азербайджанские эксперты также убеждены в том, что планы по увеличению транзита казахстанской нефти через Россию через Каспийский трубопроводный консорциум не столь реальны. Надежды аналитиков связаны с тем, что казахстанская нефть, как правило, не принадлежит республике. Собственниками является ряд иностранных нефтяных компаний, часть из которых – акционеры нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Именно поэтому шансы на наполняемость БТД казахской нефтью к моменту снижения объемов добычи в Азербайджане остаются высокими.
Таким образом, маршрут для транспортировки каспийских углеводородов в обход России работает и имеет неплохие шансы на увеличение загрузки. А тактические проблемы, связанные с амбициями участников проекта, представителям США пока удается оперативно решать.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте