Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Что будет после Кеннебанкпорта?

Автор: Вардан Григорян

Недавняя встреча президентов России и США в городе Кеннебанкпорт штата Мэн, была попыткой обсудить в непринужденной атмосфере и найти решения проблем между двумя супердержавами.
В течение последних месяцев Москва успешно блокировала пути транспортировки среднеазиатских и казахстанских энергоносителей в Европу через территорию Азербайджана, выдвинула аргумент-угрозу превращения плана предоставления независимости Косово в прецедент для разрешения конфликтов на постсоветском пространстве, продолжает в зависимом от себя положении держать реализацию американских планов применения жестких санкций в отношении Ирана. Очевидно также, что США выдвигают план размещения в Восточной Европе новой системы противовоздушной обороны с тем, чтобы добиться от Москвы уступок в вышеназванных вопросах. Фактически этот план является своего рода средством шантажа.
Считаем вполне логичным, что в Кеннебанкпорте США отклонили привлекательное, на первый взгляд, предложение России об использовании Габалинской радиолокационной станции в Азербайджане взамен на неразмещение системы ПВО в странах Восточной Европы.
Более того, как говорится в статье «Путин расширяет свой план ПВО», опубликованной 3 июля в «Нью-Йорк таймс», в ответ на замечание американской стороны о недостаточной эффективности Габалинской РЛС, «Путин выразил готовность модернизировать азербайджанский радар и включить в эту программу другую систему, обеспечивающую раннее оповещение о пуске ракет, на юге России, а также центры обмена информацией в Москве и Брюсселе».
Несмотря на эти уступки, президент Дж. Буш настаивает на том, чтобы «Чехия и Польша стали интегрирующей частью этой системы». Это означает, что с территории Восточной Европы будут управлять не только Габалинской, но и Армавирской РЛС, что в корне неприемлемо для Москвы. Отклонение Соединенными Штатами настойчивых попыток России договориться по этому важному вопросу фактически говорит о том, что новая американская система ПВО является, по сути, рычагом давления. Ясно, что после этого не стоило ждать особого прогресса в обсуждении и решении остальных вопросов.
После завершения переговоров президенты ничего не сказали по вопросу независимости Косово, что означает: и здесь принципиальные разногласия между сторонами сохраняются. Данные главами обоих государств оценки ядерной программы Ирана были весьма общими.
Все это свидетельствует о том, что кеннебанкпортские переговоры не стали прогрессом в российско-американских отношениях. И, не случайно, в канун встречи в Кеннебанкпорте в некоторых странах, обеспокоенных перспективой предоставления Косово независимости, создалась паническая ситуация. В своем выступлении президент Сербии Б. Тадич предупредил сильных мира сего о возможных последствиях применения косовской модели на постсоветском пространстве, которая, по его мнению, может расшатать основы международного правопорядка. Слова сербского президента встретили положительный отклик в Азербайджане. В этой связи вовсе не случайно, что в последние дни президент Азербайджана резко увеличил «дозу» воинственных заявлений и угроз, так как если державы достигнут согласия, то по-новому будут оцениваться и перспективы признания независимости Нагорно-Карабахской Республики.
Возникает вопрос: а что будет после Кеннебанкпорта? Ясно, что политика навязывания России своей воли путем использования системы ПВО в качестве своеобразного щита против нее, приведет к замедлению в процессе урегулирования региональных конфликтов. Однако очевидно, что это никак не коснется Косовской проблемы, ибо в этом вопросе США очень спешат. Таким образом, сохраняемое на глобальном уровне противостояние может повлечь за собой сепаратные действия сторон, и в этих условиях неизбежно возрастет вероятность возобновления региональных войн.
Примечательно, что авторитетный аналитический центр «Стратфор» уже предупреждает об угрозе новой армяно-азербайджанской войны. Однако не стоит забывать, что одной из причин начала боевых действий может послужить серьезное изменение общего баланса сил в регионе. Ведь если даже Азербайджан заручится поддержкой внешних сил и получит определенные гарантии, то все равно никто вместо него воевать не будет.
Вероятность возобновления боевых действий нельзя исключать лишь в строго конкретных обстоятельствах. Иначе говоря, возобновление войны возможно в том случае, если Азербайджан предпримет последнюю, отчаянную попытку предотвратить неизбежное решение вопроса о международно-правовом статусе Нагорно-Карабахской Республики.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте