Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

О некоторых проблемах армяно-российских отношений

Автор: Эдуард Казарян

Согласно «Стратегии национальной безопасности Армении», армяно-российское стратегическое партнерство является одним из основных составляющих, обеспечивающих национальную безопасность республики. Этой истины придерживаются не только власти, но и ведущие политические силы, а также большая часть населения Армении. Однако этот факт вовсе не исключает наличия определенных проблем в двусторонних отношениях между нашими странами. И если российская политическая элита, то ли в силу решаемых ею глобальных задач, то ли по причине недостаточной осведомленности, не уделяет им должного внимания, то в Армении любая трещина, возникшая в отношениях двух традиционно дружественных государств, становится предметом довольно активного обсуждения со стороны политических сил и общественности республики.
Например, в республике до сих пор муссируется тема пресловутой программы, получившей название «Предприятия – за долги». Используя этот, как представляется, политический просчет Москвы, «определенные силы» в Армении не без основания заявляют, что если Россия списывает миллиардные долги странам дальнего зарубежья, то своему стратегическому партнеру долг в 100 млн. долларов она могла бы, если не списать, то хотя бы реструктурировать. Тут же в пример ставятся как США, которые с 1992 года оказали Армении безвозмездную помощь в размере 1,6 млрд. долларов, так и Евросоюз, предоставивший Еревану грант на сумму до 100 млн. евро. Критиками отмечается и факт простаивания большинства приобретенных россиянами предприятий, что, кстати, было отмечено президентом Армении во время одной из его встреч с президентом России. Несмотря на то, что Владимир Путин дал указание российскому правительству рассмотреть этот наболевший вопрос, до сих пор большинство этих, теперь уже российских объектов, продолжает бездействовать.
Следующая проблема, вызвавшая ажиотаж в Армении, касается последнего повышения цен на российский газ. Если цена российского газа для Грузии и Азербайджана поднялась до 230 долларов за тыс. куб. м, а для Армении всего до 110 долларов, то такая разница в тарифах объясняется не российско-армянским стратегическим партнерством, а выплатой Газпромом 248 млн. долларов за приобретенный им 5-й энергоблок Разданской ТЭС. Объявлено, что 188 млн. долларов из этой суммы до 2009 г. пойдет на компенсацию повышения цен на российский газ, а 60 млн. – в государственную казну. Москва постоянно заявляет о том, что она никому не собирается делать преференций, а потому для трех южнокавказских республик не будет никаких диспропорций в ценах на ее газ.
В Ереване понимают стремление Москвы вести прагматичную политику, понимают и желание избежать очередных обвинений в использовании энергетического рычага в политических целях. Однако такого рода тарифная «уравниловка» кажется весьма далекой от реального прагматизма, который как раз и состоит в том, чтоб дать почувствовать недружественным и дружественным странам все выгоды союзнических отношений с Россией. Кстати, именно такую прагматичную, а потому и весьма продуктивную политику осуществляют США по всему миру, и, в частности, по отношению к республикам Южного Кавказа. Как говорится, ничто так не облегчает понимания политики кнута, как пряник. Впрочем, у Москвы есть возможность обыграть этот момент без ущерба для своей репутации и партнерских отношений с Ереваном. Когда после 2009 года вновь встанет вопрос повышения цен на российский газ, она вполне обоснованно может заявить о том, что, учитывая фактор двусторонней блокады союзной ей Армении, Россия решила пойти ей на определенную уступку в вопросе газовых тарифов.
Негативную реакцию в республике вызвало и внезапное, без всякого уведомления своего союзника – Еревана, решение Москвы о закрытии пропускного пункта «Верхний Ларс», что нанесло хозяйствующим субъектам Армении серьезный ущерб, который был покрыт за счет повышения внутренних цен на российские товары. Если бы информация о планирующемся закрытии российско-грузинской границы была доведена до армянской стороны хотя бы за месяц и была бы налажена бесперебойная автомобильно-паромная переправа Новоросийск-Поти-Новороссийск или железнодорожно-паромная переправа Кавказ-Поти-Кавказ, то никто не смог бы упрекнуть Россию в пренебрежительном отношении к своему, как принято говорить, верному партнеру на Южном Кавказе.
Большую озабоченность и тревогу в республике вызывают и участившиеся в РФ случаи насилия на национальной почве, особенно, в отношении армян. Москва заявляет, что эти преступления осуществляются не только по отношению к армянам, но и по отношению к представителям других национальностей. Во-первых, такого рода объяснения, свидетельствуют о недостаточной жесткости борьбы против ксенофобии и расизма в России, что отрицательно сказывается на ее имидже. Во-вторых, если 120-тимиллионная Россия, в которой проживают около 160-ти этносов, не придает особого значения убийствам армян и представителей других национальностей, то в 3-хмиллионной Армении преступления на национальной почве, да еще и в дружественной России, воспринимаются очень болезненно. Здесь нужно учитывать то, что в условиях весьма тесных кровнородственных связей армян не только убийство, но и преследование на национальной почве даже одного армянина отвращает от России немалую часть населения республики. А, поскольку свято место пусто не бывает, у этой части армянского общества начинают появляться симпатии по отношению к тем странам, где такого рода преступления давно заняли свое место в музее криминалистики. По материалам исследований, проведенных группой социологов под руководством директора Института философии и права Геворка Погосяна, если до упомянутых убийств о симпатиях к России заявляло 70% армянского населения, то сейчас эта цифра составляет 60%.
Следует также отметить, что в отличие от США и ЕС, Россия весьма пассивно работает с гражданским обществом Армении. Примером недостаточной работы с общественностью страны может служить недавняя история, связанная с переносом памятника Солдату-освободителю и перезахоронением праха воинов погибших в борьбе за освобождение Эстонии. Учитывая, что Эстонию, как и другие восточно-европейские страны освобождали не только русские, но и представители всех национальностей бывшего Советского Союза, в том числе, и армяне, российским властям посредством соответствующих каналов следовало бы подключить к акциям протеста и общественность Армении и, в частности, армянскую организацию ветеранов Отечественной войны. Впрочем, судя по заявлениям Варшавы по поводу сноса памятников советским воинам, установленных в Польше, и подобных возможных актов в других восточно-европейских странах, России еще представиться возможность заняться этим вопросом.
Что касается инерционности мышления определенной части российских политических деятелей, выраженного в формуле «а куда они денутся», то здесь можно сказать, что этот посыл уже устарел, и не только ввиду геополитических сдвигов в регионе, но и, что еще более важно, в силу появления нового поколения армян, судящих о дружественных армяно-российских отношениях не только по их славному прошлому, но и по современным реалиям, которые и определяют будущее этих отношений.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте