Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Политический реализм – предмет спекуляций на тему «форпоста» (материал от 25.8.2007)

Автор:

В последние годы перед каждой армяно-российской встречей на высоком уровне часть отечественных средств массовой информации вместо того, чтобы сказать что-то предметное о нынешнем состоянии и перспективах развития двусторонних отношений, начинает заниматься так называемыми «форпостными» спекуляциями. Иначе говоря, пытается скомпрометировать армяно-российские отношения, создавая определенные пропагандистские стереотипы.
Попытки исказить подлинный характер двухсторонних отношений, ловко манипулируя понятием «форпост», в свое время введенным в обращение одним из высокопоставленных российских представителей, наблюдались до и после последней встречи президентов Владимира Путина и Роберта Кочаряна в Сочи. Попытаемся разобраться, насколько близки к действительности столь примитивные комментарии.
Не отрицаем, что в последние годы в отношениях между Арменией и Россией было зафиксировано так много серьезных достижений, что руководители обеих стран, как говорится, понимают друг друга с полуслова. Однако трудно понять, почему кто-то пытается усмотреть в этом негативную тенденцию.
Не отрицаем мы и того, что Россия, как великая держава, преследует в Армении долгосрочные стратегические цели, для достижения которых она стремится параллельно военно-политическому сотрудничеству, по возможности, расширить и свое экономическое присутствие в нашей стране. Разве мы что-то от этого теряем? Только укрепляем обороноспособность нашей страны и наращиваем ее экономический потенциал. Так почему же кое-кто пытается представить армяно-российские отношения, как попытку открыто навязать свою волю другой стороне и чуть ли не свидетельство фактической утраты независимости Армении?
Предприятия и, в первую очередь, энергетические мощности, приобретенные российским капиталом, действовали и действуют на нашей территории и, в основном, уже удовлетворяют потребности Армении. Более того, наряду с поставками необходимого нашей экономике газа, Россия прилагает усилия и для строительства в Армении нефтеперерабатывающего завода. Поступающий в нашу страну крупный российский капитал способствует созданию новых рабочих мест и вообще решению проблемы запуска и расширения производственных мощностей, что, в свою очередь, способствует существенному росту внутреннего валового продукта Армении.
Только благодаря деятельности «Газпрома», объем инвестиций в армянскую экономику в 2006-08 гг. составит 500 миллионов долларов, не говоря уже о не менее впечатляющих проектах, реализуемых другими известными представителями российского бизнеса.
Означает ли это, что на внутреннем рынке Армении действуют монополии, ограничивающие доступ в нашу страну других иностранных компаний? Отнюдь нет, ибо многие из них давно уже действуют в Армении. Просто нынешнее «чрезмерное» присутствие российской стороны обусловлено более конкретными жизненными интересами этой страны в Армении и регионе.
Военное присутствие России в Армении, скрепленное договором «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи» от 29 августа 1997 г., создало прочную основу для политического сотрудничества, которое в последние годы расширяется и обогащается серьезными экономическими проектами. Став гарантом безопасности нашей страны, Россия в минувшие годы поддерживает военно-политический баланс в регионе, не позволяющий Азербайджану начать боевые действия.
Вот почему отнюдь не случайно, что во время последней встречи президентов двух стран в Сочи вновь рассматривался вопрос о расширении военно-технического сотрудничества. И это понятно, если иметь в виду нынешнюю тенденцию неуклонного роста военных расходов Азербайджана.
Возникает вопрос: как будет противостоять Армения навязываемой ей Азербайджаном гонке вооружений, если не будет использовать возможности поставок на льготных условиях оружия по более низким ценам в рамках Договора о коллективной безопасности? Ясно, что в нынешних условиях это единственная реальная возможность сохранить баланс сил, а значит и мир, так как торпедирование попыток достижения реального компромисса в нагорно-карабахском вопросе свидетельствует о намерении Азербайджана поставить нас на колени путем развязывания гонки вооружений.
Таким образом, одно дело – общие теоретические рассуждения на тему о «форпосте» и поиски ущемляющих наше национальное достоинство «элементов», и совсем другое – использование возможностей для обеспечения безопасности Нагорного Карабаха и Армении. Очевидно, что вторая задача требует не только сохранения, но и углубления армяно-российского политического, экономического и военно-технического сотрудничества.
Однако все это вовсе не означает, что армянское руководство должно во всем идти навстречу Москве, выполняя все ее требования. Будучи стратегическим союзником России, Армения по сей день не интегрировалась в общее экономическое пространство СНГ, не вошла и не входит в созданную усилиями российской стороны Шанхайскую организацию сотрудничества. Иными словами, Армения не участвует в попытках создания второго полюса силы в мире. В то же время, ни для кого не секрет, что наша страна наладила военное сотрудничество с НАТО в рамках «Программы индивидуального партнерства».
Оставаясь независимым и суверенным государством, Армения посредством расширения союзнических отношений с Россией и всестороннего использования их политического, экономического и военно-технического компонентов отстаивает исключительно собственные национальные интересы.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте