Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Армения лишается «тылового обеспечения»

Автор: Вардан Григорян

В пятницу, 16 ноября, произошло событие, которое по своему политическому значению и возможным последствиям почти не имеет прецедентов в истории Южного Кавказа двух последних столетий: границу Армении пересек последний состав, перевозящий в Гюмри оборудование и военнослужащих из последнего российского опорного пункта в Грузии – Батуми.
Лишь в период хаоса и безвластия, последовавшего после октябрьского переворота 1917 г., российские войска на короткое время оставили наш регион, бросив его на произвол судьбы. Сейчас же Россия, вовсе не находясь в состоянии хаоса и безвластия, выводит свои войска из очередной страны Южного Кавказа – Грузии, в результате чего, Армения лишается «тылового обеспечения» на всей протяженности турецкой границы по линии созданных в постсоветский период опорных пунктов Ахалкалаки-Батуми.
В результате этого, грузино-турецкая и грузино-азербайджанская границы становятся почти незащищенными направлениями, создающими потенциальную возможность обхода Армении с тыла.
Не случаен и тот факт, что, воспользовавшись новой военно-политической ситуацией, предстоящим летом турецкая военная авиация готовится организовать показательные полеты в азербайджанском городе Гянджа, находящемся недалеко от границы с Арменией. Одновременно в тендере по строительству участка Карс-Ахалкалаки железной дороги Карс-Тбилиси вдруг побеждает некая азербайджанская компания, попытка которой втиснуться в Джавахк, несомненно, преследует провокационную цель испортить армяно-грузинские отношения (в этом регионе на юге Грузии подавляющее большинство жителей составляют армяне – ПП).
Однако самым впечатляющим из всех этих неслучайных шагов является то, что этим Россия примерно на год опережает график выполнения своих обязательств по выводу войск из Грузии: срок 1 октября 2008 г. был определен в 1999 г. в Стамбуле (на саммите глав государств-членов ОБСЕ – ПП).
Возникает вопрос: «В чем причина столь очевидной спешки со стороны Москвы?». Российские аналитики связывают это с намерением официальной Москвы до 10 декабря с.г. завершить выполнение своих обязательств по ДОВСЕ, принятых в том же 1999 г. в Стамбуле и, тем самым, полностью освободить себе руки.
Дело в том, что в этот день должны завершиться последние бесполезные попытки международного сообщества достичь взаимного согласия между Сербией и Косово, после чего Косово готовится объявить о своей независимости, поддерживаемой Евросоюзом и США, но не признаваемой Россией. В случае отсутствия к этому времени согласия, каждый будет делать то, что считает нужным. То есть начнет действовать принцип универсальности норм международного права, и Россия, в свою очередь, инициирует процесс признания независимости Абхазии. Естественно, что в подобной ситуации необходимо было ускорить вывод военных баз из Грузии, чтобы не превращать их в «заложников».
Примечательно, что данные события, чреватые непредсказуемыми последствиями, ожидаются накануне президентских выборов в Грузии, назначенных на 5 января. Это значит, что к Новому году Москва готовится преподнести действующему президенту Грузии, единственной надеждой которого осталось вмешательство США, «приятный сюрприз». В Тбилиси думают, что в ближайшем будущем Соединенные Штаты выставят России требование признать территориальную целостность Грузии. Несомненно, так оно и будет, но ведь Москва, в свою очередь, потребует признать территориальную целостность Сербии.
Значит, не зря госсекретарь и министр обороны США весьма долго ждали в приемной президента В. Путина. Они понимают, что процессы выходят из-под их контроля, поэтому нужно заранее договориться с Москвой о взаимных уступках.
Удастся ли сверхдержавам в ближайшее время предотвратить новые войны и кровопролития, неизбежные на Балканах и в Грузии вследствие провозглашения независимости Косово и вывода российских войск из Грузии? Полагаем, это будет зависеть от того, сможет ли американская сторона правильно оценить возможности России на постсоветском пространстве.
Дело в том, что после вывода своих войск из Грузии Москва сама жизненно заинтересована в «косовском прецеденте». Для нее создается очень благоприятная ситуация, чтобы окончательно обессилить Грузию посредством новых абхазо-грузинского и осетино-грузинского противостояний и, в конце концов, принудить ее к подчинению. США не заинтересованы в перспективе стать стороной этих возможных конфликтов вблизи границ России. Американцы также не заинтересованы в противодействии России посредством дальнейшего усиления влияния Турции на Южном Кавказе. Еще более сложный экзамен ожидает Европейский Союз, который может частично лишиться возможности осуществления своих региональных программ.
Следовательно, исходные позиции сторон таковы, что в компромиссе больше заинтересованы Соединенные Штаты и их союзники. Однако, так как и Россия, и США находятся в преддверие выборов и смены власти, то, возможно, в течение ближайшего года им не удастся полностью контролировать ситуацию, и в регионе могут произойти непредсказуемые события.
С осложнением ситуации в Грузии и вокруг нее могут также усилиться реваншистские настроения в Азербайджане. Однако в подобных условиях Азербайджан не посмеет нарушить статус-кво, сложившийся в зоне армяно-азербайджанского противостояния, так как он жизненно заинтересован в обеспечении безопасности своих коммуникаций, проложенных в Турцию через Грузию. Кроме этого, в Армении расположена российская войсковая группировка, которая является сдерживающим фактором для Турции.
Следовательно, Армения и Азербайджан будут пока избегать соблазна вмешиваться в попытки перенести на Южный Кавказ дискуссию по «косовскому прецеденту». А вот Грузия, превращающаяся для сверхдержав в своеобразный полигон конкуренции и сотрудничества, в ближайшие месяцы в полной мере может почувствовать отрицательные последствия своего авангардного положения в геополитических перестановках, разворачивающихся на Южном Кавказе.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте