Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Дорога преткновения

Автор: Пресс-папье

В последние годы на Южном Кавказе реализуется ряд энергетических и транспортных проектов, которые уже в ближайшие годы могут изменить существующую геополитическую картину в регионе.
Уже действуют нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзрум. А в конце ноября состоялась официальная церемония начала строительства железной дороги по маршруту Баку-Тбилиси-Ахалкалаки (Грузия) - Эрзерум (Турция). Этот проект включает сооружение железнодорожной ветки Карс-Ахалкалаки протяженностью 98 км, из которых 68 км пройдут по турецкой, а 30 – по грузинской территории. Будет также модернизирован участок Ахалкалаки-Тбилиси. Общая стоимость проекта оценивается в 600 млн. долларов, а его завершение намечено на весну 2010 года.
В свете реализуемых транспортных проектов, многие эксперты рассматривают взаимодействие между Турцией, Грузией и Азербайджаном как «отношения, постепенно приобретающие характер стратегического союза». Причем, за экономическим взаимодействием этих стран явно просматривается политический аспект.
Начало эксплуатаци железной дороги Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс, судя по всему, приведет к окончательному разделению Южного Кавказа на противостоящие друг другу геополитические области. С одной стороны, Турция, Грузия и Азербайджан, осуществляющие конкретные и во многих случаях совместные шаги по выдавливанию из региона России. Кроме того, Армения, не имеющая общей границы с РФ, оказывается в еще большей политической и экономической изоляции от остального мира.
С другой стороны, сотрудничество между Москвой и ее единственным стратегическим союзником в регионе – Ереваном – углубляется. Кстати, на самом высоком уровне Россия и Армения уже выразили свое недовольство по поводу осуществления нового транспортного проекта.
Как заявил российский министр иностранных дел Сергей Лавров, “мы твердо исходим из того принципа, что эти планы (строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс – ПП) так или иначе должны сопрягаться с общеевропейскими программами, проектом коридора Север-Юг, и не создавать каких-либо сложностей для Армении». Иными словами, руководитель внешнеполитического ведомства России более чем прозрачно намекает о недопустимости игнорирования на Южном Кавказе интересов как Москвы, так и Еревана.
Со своей стороны, глава армянского МИД Вардан Осканян заявляет о том, что «решение о реализации проекта было исключительно политическим, в то время, как предложение армянской стороны каких-либо политических обоснований не имело и не имеет». Речь идет о согласии Еревана на восстановление железнодорожного сообщения между Карсом и Тбилиси (в настоящее время оно не функционирует из-за блокады со стороны Турции – ПП). «Мы дали согласие, чтобы по железнодорожному участку Карс-Гюмри-Тбилиси перевозились исключительно грузы стран-участниц проекта, при этом мы отказывались взымать какие-либо транзитные выплаты… Тем не менее, на предложение Армении участники проекта ответили отказом,что еще раз подтверждает тот факт, что это исключительно политический проект».
Более чем вероятно, что в случае реализации этого проекта позиции Москвы и Еревана в регионе могут быть значительно ослаблены, так как по территории Азербайджана, Грузии и Турции будут проходить транспортные коммуникации из Европы в Азию и обратно, в обход как России, так и Армении. Но если РФ все-таки имеет достаточно других альтернативных магистралей, хотя и не в регионе Южного Кавказа, Армения при подобном раскладе окончательно отдаляется от нормального коммуникационного сообщения как со странами региона, так и внешним миром. И вполне понятно, что такая перспектива очень не нравится ни Москве, ни Еревану.
Подобного мнения придерживаются и жители грузинского региона Самцхе-Джавахети (новая магистраль будет проложена именно по его территории), большинство которых являются армянами. Член совета Демократической партии Джавахка (армянское название Самцхе-Джавахети – ПП) Ваагн Чахалян говорит, что армянское население региона выступает категорически против реализации данного проекта: «Это противоречит интересам как Армении, так и Джавахка, поскольку усилит проникновение турецкого элемента в регион, а также закрепит коммуникационную блокаду Армении. Мы намерены активно препятствовать работам всеми возможными средствами». Случаи такого «воспрепятствования» пока не зафиксированы, однако никто не может гарантировать, что этого не случиться в будущем. Здесь необходимо учитывать общую обстановку в Джавахети, сложившуюся после вывода отсюда стоявшей в Ахалкалаки более ста лет российской военной базы. Многие жители региона недовольны этим обстоятельством, так как, во-первых, все послесоветские годы именно база давала им возможность прокормить свои семьи, и, во-вторых, российские войска являлись гарантом безопасности местных армян перед угрозой со стороны соседней Турции.
Впрочем, даже после ухода военной базы, влияние Москвы в регионе по-прежнему довольно ощутимо. Не случайно Тбилиси обвиняет Россию в подстрекательстве джавахкских армян, попытках обострить здесь обстановку. Однако дело, похоже, не столько в «российских кознях», сколько в неэффективной политике самого грузинского руководства в этом регионе. Социально-экономическая ситуация в Самцхе-Джавахети довольно напряженная, существует множество других проблем, начиная с кадровой и социальной политики и заканчивая совершенно «убитой» инфраструктурой» этой области Грузии. Нет работы, нет хороших дорог, нет доступных рынков сбыта местной сельхозпродукции, выращиванием которой традиционно живут джавахкцы... По сути, жители этого армянонаселенного региона чувствуют себя изгоями в новом грузинском государстве. А тут еще замаячила «новая турецкая угроза» в виде транзитной магистрали, связывающей Турцию и Азербайджан. Для армян, переживших трагедию 1915-го года и Карабахский конфликт, это далеко не абстрактное понятие. Кроме того, поговаривают о возвращении в эти места выселенных еще при Сталине турков-месхетинцев...
Да, обстановка в регионе, по которому проляжет железная дорога Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Эрзерум, сегодня вполне стабильная. Однако трудно себе представить ситуацию, при которой турецкие специалисты спокойно строят в армянонаселенном регионе железнодоложную ветку, посредством которой будет осуществляться сухопутная связь между Турцией и Азербайджаном, к которым у армян уже много лет довольно сложное отношение...
Таким образом, транспортный проект, призванный соединить одних, может привести к разъединению и изоляции других. Что из этого может получиться, представить нетрудно.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте