Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Кому достанется железная дорога Грузии?

Автор: Реваз Сакеваришвили

Истек срок подачи заявок на конкурс по приватизации железной дороги Грузии. Как сообщили в министерстве экономического развития, пакет соответствующих предложений представили пять компаний. Примечательно, что с самого начала министерство не стало выдвигать свои условия, т.е. покупатель будет определен, исходя из предложений самих соискателей. Поэтому окончательные результаты конкурса будут известны после детального изучения пакетов, предоставленных компаниями. Стоимость приобретаемого объекта тоже должны назвать сами участники конкурса.
Следует также отметить, что в правительстве Грузии говорили и о других моделях отчуждения железной дороги, в том числе, о продаже ее акций на фондовых биржах. Впрочем, эти разговоры так и остались в плоскости теоретических предположений.
Желание участвовать в конкурсе выразили две американские («Стретон холдингс» и «Ист Кэпитэл»), швейцарская («Кэпитэл инвэстмэнт груп»), казахская («Силк роуд груп») и российская («Центринвэст кэпитэл партнэрс») компании.
Компания «Стретон холдингс» была основана в Пенсильвании в 1972 году. На сегодня она управляет инвестиционным портфелем до трех миллиардов долларов. Компания владеет несколькими коллективными инвестиционными фондами, средства которых, предположительно, и будут инвестированы в железную дорогу Грузии в случае победы в конкурсе.
Что касается второй американской компании – «Ист кэпитэл», то получение информации о ней весьма затруднено. Зато имеются исчерпывающие данные о шведской компании «Ист кэпитэл», которая действует, в основном, в России. Здесь же она имеет крупнейший фонд управления активами. В его структуре, из 10 крупнейших владельцев акций, 9 – российские компании, а один – казахский банк «Туран-Алем». Именно на основе его капитала и участвует в тендере компания «Силк роуд груп», которая и без того занимает в Грузии активные позиции.
Полностью отсутствует информация о швейцарской компании «Кэпитэл инвэстмэнт груп». Соответственно, судить об ее конкурентоспособности не приходится.
Зато полноценная информация имеется о пятом участнике конкурса. Российская компания «Центринвэст кэпитэл» уже действует в Грузии – ее дочерняя компания «Блэк си телеком» строит здесь сеть бескабельного интернета. Интерес этой компании к коммуникациям легко можно объяснить, если учесть, что один из ее владельцев – совладелец российского финансово-промышленного гиганта «Альфа групп», член верхней палаты Государственной Думы России (формулировка автора – ПП) Глеб Фетисов. Его имущество журнал «Форбс» оценивает в 700 миллионов долларов. Но интерес к железной дороге Грузии вовсе не является его личной идеей. Сами российские источники открыто указывают, что за спиной сенатора и его компании стоит интерес мощной железной дороги России (ОАО «РЖД» – ПП), которая хочет включить железнодорожную инфраструктуру Кавказа в свою сеть.
Еще в 2004 году, когда впервые серьезно заговорили о возможной приватизации железной дороги Грузии, президент «Российских железных дорог» Владимир Якунин одним из первых выразил желание купить ее. Недавно российская государственная монополия выиграла, и в порядке концессии управляет железной дорогой Армении сроком на 30 лет с правом продления этого периода на двадцать лет. Вполне логично, что ее интересы перекинулись и на Грузию, куда российский гигант намерен войти по другой схеме: «Центринвэст», который никогда не проявлял интереса к активам железной дороги, должен стать проводником интересов именно «Российских железных дорог». Он выступит в роли т. н. транзитного покупателя, который потом может продать активы российской железной дороге или передать ей право на их управление.
Так что, российский интерес к железной дороге Грузии очевиден. Тем более что здесь есть еще два важных аспекта. Во-первых, в случае приватизации железной дороги Грузии, под контролем ее владельца окажется также и проект «Баку-Тбилиси-Карс», который, как известно, никогда не пользовался поддержкой со стороны Москвы. До сих пор северный сосед был лишен возможности воздействовать на него. Приобретение железной дороги Грузии даст ему соответствующий рычаг и шанс перевести соответствующие процессы в желаемую плоскость. К тому же, в этом случае, русские смогут свободно действовать на абхазском участке «Грузинской железной дороги», которым они фактически уже давно распоряжаются.
Таким образом, кампания приватизации железной дороги Грузии протекает на фоне множества видимых и невидимых угроз. Конечно, это не должно стать причиной оставления железной дороги под управлением государства, поскольку, государство, как правило, наименее эффективный собственник. Хотя нового владельца тоже надо выбирать осторожно, ибо, к сожалению, приватизация любого крупного объекта в Грузии всегда сопровождается политическими подтекстами.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте