Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Проблема Абхазии на фоне новых международных реалий

Автор: Зураб Джгубурия, член парламента Грузии

Испещренный конфликтами мир в феврале нынешнего года стал свидетелем важнейшего факта: косовские албанцы провозгласили независимость Косово, получив при этом признание со стороны США и ряда стран Запада.
В Грузии за этим событием последовало большое кипение страстей. В частности, возник вопрос: не получит ли этот факт значение прецедента для России в отношении Абхазии и т. н. Южной Осетии? Правда, на официальном уровне Москва признает территориальную целостность Грузии, но еще неизвестно, в какой форме Косово может стать одним из рычагов ее воздействия на Тбилиси.
Для того, чтобы нам вдруг не оказаться перед сербской аналогией, для нас главное значение имеет не нынешняя политика России в отношении Косово, а хорошее изучение «косовского варианта». Нам следует учесть урок Косово, заключающийся в том, что сербская сторона, начиная с 1999 и кончая 2008 годом, не требовала международных гарантий безопасности компактно проживающего на территории Косово (Митровица) сербского меньшинства, а также возвращения насильственно перемещенных лиц из других районов Косово, их имущества и личной безопасности, защиты имеющихся на территории края национальных святынь – православных культовых сооружений (церквей и монастырей). Это считают большой ошибкой как занимавшие нейтральную позицию американские и европейские, так и российские дипломаты и эксперты.
«Кроме того, за истекший период Сербия ничего не сделала для интеграции проживающих в Косово албанцев. Их не пускали в политическую жизнь Сербии и им не позволяли заботиться об экономическом развитии региона», - заявил автор международного плана независимости Косово, спецпредставитель ООН в Косово Марти Ахтисаари.
Факт признания независимости Косово для нас должен стать рубежом, с которого нам следует начинать масштабный анализ ситуации, создавшейся в Абхазии, и политики в отношении этого региона. В первую очередь, надо прямо сказать, что процесс урегулирования данного конфликта зашел в тупик. В то же время, сепаратистский режим использует в своих интересах фактор времени. Об этом свидетельствует отношение к проблеме Абхазии со стороны авторитетных исследовательских центров и известных аналитиков России. Они, не теряя ни минуты, на примере Косово разрабатывают сценарий многоступенчатых переговоров на тему определения статуса Абхазии. Вот его некоторые положения:
«На первом этапе переговоров следует разработать специальные ассоциированные взаимоотношений Абхазии с Россией и Грузией, которые будут иметь разные конфигурации. В рамках отношений необходимо рассмотреть такие проблемы, как соблюдение безопасности и суверенитета Абхазии, защита частной собственности граждан, законодательное регулирование инвестиций, разработка правил налогообложения и др.
Важно размежевать сферы юрисдикций сторон, установить российско-абхазские и абхазско-грузинские границы, осуществить их общую демилитаризацию, особенно, на том фоне, когда Грузия в ближайшее время, возможно, станет членом НАТО. Конституция Абхазии провозглашает нейтральный статус Республики Абхазия и является гарантом того, что страна никогда не войдет в состав другого государства или не станет членом какого-либо военно-политического союза.
Главным узловым вопросом переговорного процесса будет проблема беженцев, их право вернуться на свою территорию и получить материальную компенсацию за потерянную собственность. За права беженцев и их защиту должна отвечать абхазская сторона, а политическими гарантами могут быть Россия, Евросоюз и США. Которые также могут создать специальные фонды помощи беженцам.
После переговоров между Москвой и Тбилиси ныне действующие в Абхазии российские паспорта будут заменены на абхазские, и гражданство Абхазии станет основным статусом жителей республики. Хотя, в результате переговоров Сухуми с Россией, Турцией и Москвой, для желающих может быть установлено двойное гражданство.
Абхазская сторона берет на себя ответственность в связи с тем боевым оружием, которым владеют граждане республики, а также за сохранение трех официальных языков – абхазского, грузинского и русского, обеспечивает получение образования и функционирования средств массовой информации на этих языках. Все это, а также мероприятия, одновременно осуществленные в сфере охраны прав человека, должны лечь в основу отмены экономической блокады Абхазии со стороны СНГ.
По мнению российских аналитиков, недоверие и геополитическое соперничество России и США в Евразии мешает осознанию того, что с урегулированием этого конфликта выиграют все. В частности, Абхазия должна стать свободной экономической зоной, что послужит серьезным стимулом политического и экономического развития всего региона (Южного Кавказа). А с политической точки зрения, демократическая, нейтральная и демилитаризованная Абхазия станет разделительной, буферной зоной между Россией и Грузией, особенно, когда последняя станет членом НАТО.
Позиция, озвученная в последний период в заявлениях президента и министра иностранных дел России, в значительной степени совпадает с указанными выше подходами. Делаются намеки на то, что в качестве компромиссной альтернативы политического пути решения проблемы можно рассмотреть решение вопроса в социально-экономическом и гуманитарном разрезе. Говорилось также о дальнейшей перспективе «тайванизации» Абхазии, и в этом направлении были сделаны конкретные шаги.
Исходя из всего этого, грузинская сторона должна суметь использовать в своих интересах позитивные взгляды, высказанные российскими аналитическими центрами и отдельными аналитиками в связи с решением проблемы Абхазии.
В то же время надо акцентировать внимание на том, что, поддерживая Сербию (разумеется, исходя из меркантильных интересов), Россия невольно выступает в роли защитника фундаментальных принципов ООН и международного права, тогда как в отношении Абхазии она их не признает и даже выступает против них. А ведь более тридцати резолюций ООН, принятых в связи с проблемой Абхазии, а также международное право неизменно подчеркивают неприкосновенность суверенитета и территориальной целостности Грузии.
Новые реалии в мире, с учетом независимости Косово, требуют нового подхода к решению проблемы Абхазии. Грузинская сторона на международном уровне должна взять на себя решение вопросов защиты абхазского этноса, необходимо заявить, что Грузия готова защитить личную и имущественную безопасность, культурную самобытность, традиции и обычаи не только грузинского населения, но и местных национальных меньшинств – абхазов и других этнических групп.
С этой целью грузинская сторона, с учетом практики, существующей сегодня в мире и, особенно, в Европе, должна принять соответствующее законодательство. Политика грузинского государства в этом направлении должна быть исключительно активной. Время не ждет.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте