Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Транспортный коридор «Север-Юг» превращается в альтернативу железной дороги Баку-Тбилиси-Карс

Автор: Расим Байрамов

Россия, Иран и Азербайджан договорились о создании консорциума по строительству железной дороги Казвин-Решт-Астара, которая должна стать важным звеном в транспортном коридоре «Север-Юг». Соответствующий меморандум на днях подписали в Тегеране руководители железных дорог трех стран.
Как сообщил глава ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин, в течение месяца совместная рабочая группа подготовит необходимые документы, еще месяц отводится на рассмотрение вопроса о подписании конкретных соглашений. По его словам, в случае реализации транспортного коридора «Север-Юг», станет возможной ежегодная перевозка около 20 млн. тонн грузов из Хельсинки к побережью Индийского океана.
В 2000 году Россией, Индией и Ираном было подписано первое соглашение о реализации транспортного коридора «Север-Юг». В 2005 году к нему присоединился Азербайджан.
Следует отметить, что транспортный коридор «Север-Юг» сокращает время грузоперевозок с Северной Европы в Юго-Восточную Азию на 10 суток. Так, если транспортировка в указанном направлении через Суэцкий канала осуществляется за 35 дней, то по коридору «Север-Юг» это можно будет делать всего за 20-25 суток. Несмотря на то, что транспортный коридор «Север-Юг» рассчитывается на перевалку 15-20 млн. тонн грузов в год, то, по оценкам экспертов, за короткий период эти объемы могут быть увеличены до 100 млн. тонн.
Обсуждения о развитии железнодорожного компонента этого коридора стали активно вестись с 2005 года, когда состоялась первая встреча руководителей железных дорог России, Азербайджана и Ирана. На ней было принято решение об объединение стальных магистралей трех стран в единую систему. На реализацию азербайджанского участка коридора требуется около 250 млн. долларов США. Через территорию Азербайджана проходит также автомобильный участок коридора «Север-Юг». В настоящее время, ведется реконструкция 208 км автодороги от Баку до границы с РФ и 242 км автомагистрали от Баку до границы с Ираном.
По подсчетам экспертов, после вступление в действие железнодорожного варианта коридора «Север-Юг», грузоперевозки из Ирана в Россию через территорию Азербайджана будут осуществляться на 7 суток быстрее, чем это делается сейчас водным путем по Каспию.
Как полагают специалисты, в случае реализации этого проекта, Азербайджан будет получать колоссальные транзитные доходы.
Вместе с тем, этот проект поставит под сомнение жизнеспособность другого проекта Азербайджана – железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Более того, строительство коридора «Север-Юг» может привести к установлению российской гегемонии в транспортной системе Южного Кавказа. Москва при этом заинтересована в срыве проекта железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Между тем, появились сообщения о некоторых разногласиях между Баку и Тбилиси относительной реализации этого проекта. В Баку считают, что грузинская сторона завысила суммы расходов, необходимых для реконструкции грузинского участка железной дороги, которую финансирует Азербайджан.
Напомним, что окончательные соглашения о строительстве железной дороги Баку-Тбилиси-Карс были подписаны 8 февраля 2007 года. Строительные работы начались 21 ноября того же года. В эксплуатацию железную дорогу планируется сдать в середине 2011 года. От грузинской границы до турецкого города Карс 76 км предполагается построить новый участок дороги.
Для ведения работ на территории Грузии Азербайджан предоставил этой республике льготный кредит на сумму 200 млн. долларов США сроком на 25 лет под 1 процент годовых. При этом предполагается построить на территории Грузии 29-тикилометровый новый участок и реконструировать остальную часть дороги. Общая стоимость проекта железной дороги Баку-Тбилиси-Карс составляет 600 млн. долларов.
Некоторые эксперты полагают, что оживление деятельности вокруг коридора «Север-Юг» может привести к увеличению масштабов проблем, возникших вокруг проекта Баку-Тбилиси-Карс.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте