Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Железнодорожный «капкан»

Автор: Алекпер Рауфоглу

Прибывший 13 мая в Баку спикер Госдумы РФ Борис Грызлов обсуждал с руководством Азербайджана, в основном, торгово-экономические вопросы, в том числе, реализацию транспортного проекта Север-Юг и пограничного мостового перехода через реку Самур.
Грызлов призвал (Баку – ПП) к ускорению реализации железнодорожного компонента транспортного коридора Север-Юг, предусматривающего объединение стальных магистралей Азербайджана, РФ и Ирана. По его словам, стороны, не теряя времени, должны создать международный консорциум по реализации этого проекта.
Грызлов также остановился на вопросе пограничного перехода через реку Самур. Этот вопрос остается одной из двух спорных проблем на переговорах по делимитации и демаркации государственной границы между Азербайджаном и РФ.
Призыв Москвы к Азербайджану принять участие в транзите грузов, направляемых в Иран, в принципе, не является новой темой. Аналогичные предложения ранее поступали и от Тегерана. Для реализации проекта слияния железных дорог трех стран остается построить 8-микилометнопый участок между Астарой азербайджанской и Астарой иранской (одноименные города, разделенные пограничной рекой). Иранская сторона даже выражала готовность финансировать эти работы. Однако Азербайджан отдал предпочтение строительству железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, а проект коридора Север-Юг в последние два года был снят с повестки дня.
Возвращение России к старой идее наблюдатели в Баку считают не случайным. Дело в том, что в течение всего апреля азербайджанские таможенники продержали на границе с Ираном российский автопоезд с грузом, предназначенным для строительства АЭС в Бушере. Баку считает этот вопрос техническим, связанным с необходимостью получения дополнительной информации о содержании и назначении груза из-за санкций Совбеза ООН против Ирана. Москва же усматривали в действиях Баку политический подтекст.
Теперь, Россия «нажимая» с коридором Север-Юг, хочет продемонстрировать «неискренность» Азербайджана в вопросах международного транзита. В Москве хорошо понимают, что в нынешней ситуации, когда Вашингтон ужесточает экономическую блокаду Тегерана, Азербайджан вряд ли удастся побудить к участию в проекте, предусматривающем перевалку грузов для Ирана.
По данным дипломатических источников, Запад в последнее время обеспокоен возможностью транспортировки из России через Азербайджан запрещенных грузов в Иран и вооружений для террористов в Ираке. Представитель азербайджанского Минтранса назвал предложение России об ускорении работы над железнодорожным проектом Север-Юг «капканом» для Баку. По мнению источника, Москва преследует политические цели и стремится навлечь на Азербайджан гнев Запада.
Кроме того, Россия предложила Азербайджану участие в проектах по доставке углеводородов из Центральной Азии в Европу. Ранее Грызлов побывал в Центральной Азии и обсуждал эту тему с заинтересованными сторонами. В частности, нефть и газ предполагается транспортировать из Казахстана и Туркмении в Россию, а оттуда по существующим нефтепроводам (Баку-Новороссийск) и газопроводу (Моздок-Кази-Магомед) – в Азербайджан и далее по экспортным трубопроводам Азербайджана – в Европу (нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум).
Предлагаемые Россией варианты направлены на блокирование проектов Запада по реализации подводных трубопроводов из Центральной Азии в Азербайджан в обход РФ. При этом Россия готова предложить странам региона самые привлекательные условия транзита, лишь бы уговорить их отказаться от транскаспийских проектов и сохранить, тем самым, контроль над энергопотоками из Каспийского региона в Европу.
Однако в Баку к «соблазнительным» предложениям РФ относятся скептически. По мнению бывшего посла Азербайджана в РФ, члена оппозиционной партии «Мусават» Хикмета Гаджизаде, «Азербайджану все это ничего хорошего не сулит». «Россия не хочет выпускать Азербайджан из своей орбиты. Если Баку не хочет попасть в «капкан» России, то должен сказать «нет» инициативам Грызлова. Кроме того, Азербайджан должен, открыто заявить, что видит свое будущее в евроатлантической интеграции», - сказал Гаджизаде.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте