Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Маленькая хозяйка большого брата: в ожидании новой войны

Автор: Лаша Геловани

Российская администрация помогла Саакашвили стать президентом и консолидировать власть. Это, несмотря на то, что он всегда выделялся своим критическим отношением к Москве и проявлял себя, как ярый сторонник вступления Грузии в НАТО. С другой стороны, правители России своим взлетом обязаны именно противостоянию, возникшему в связи с расширением альянса, ибо их власть опирается на элиту силовых структур страны – непримиримых противников Североатлантического альянса.
Налицо противоречие, решить которое можно двумя способами: или администрация Путина сама подрывает себя, или Саакашвили с самого начала имел тайный сговор с хозяевами Кремля. Из этих двух версий первую легко можно исключить, поскольку правительство Путина не раз последовательно и логично демонстрировало антизападные настроения и желание восстановить былую советскую военную мощь.
Существует точка зрения, согласно которой в ноябре 2003 года и в мае 2004 года Кремль помог Саакашвили с тем, чтобы не допустить в Грузии вспышки вооруженного противостояния и нежелательного там для себя развития событий. Такую мотивацию можно приписать руководству какого-либо либерально-демократического государства, к тому же, лишь в том случае, если ничего не угрожало его собственным интересам. А из истории России вообще невозможно привести такой пример, поскольку Россию в буферных государствах всегда устраивали война и дестабилизация.
Главная цель нынешних заправил Кремля – восстановление былого (времен советского периода) статуса России. Энергетическая политика Москвы рассматривается, как главная движущая сила этого процесса, для осуществления и успеха которого определенное значение придается ориентации ее ближайших соседей.
Основная задача Москвы состоит в том, чтобы контролировать сиситему добычи, переработки, транспортировки и распределения нефти и газа в масштабе всей континентальной Евразии. Именно этой цели были принесены в жертву Ходорковский и его союзники, для этого отняли нефтяную компанию у Абрамовича и поэтому «Газпром» является агрессивным монополистом, контролируемым государством. Администрация Путина подчинила своему контролю все пункты производства нефти и газа, как в России, так и во многих местах на территории бывшего Советского Союза.
Нефть и газ имеют большое значение для реализации плана возрождения «Великой России». Кремль может использовать энергоносители в политической борьбе (это уже делается в отношении Украины и Грузии). Нефть и газ дают Москве солидную часть дохода в твердой валюте. В условиях мирового энергетического кризиса Россия сможет диктовать свою волю тем странам Западной Европы, которые газ и нефть получают в основном от нее. Для этого «Газпром» скупает, строит или экспроприирует нефте- и газопроводы, которые связывают периферию Евразийского континента с энергетическим центром России. Таким образом, Кремль контролирует «Газпром», а тот, в свою очередь, – нефть, газ и средства их транспортировки и распределения. Наряду с этим, «Газпром» установил контроль над урановым сектором, множеством средств массовой информации, работает в банковском секторе, а также демонстрирует намерения активно вмешиваться в другие области мировой и региональной экономики.
Следует заметить, что это разумный стратегический план, который, в известной степени, работает на интересы России. Однако, как и любой план, он имеет свои серьезные пробелы. Дело в том, что с 1994 года в России запасы нефти начали иссякать (чего не скажешь о газе). Количество добываемой и продаваемой ежегодно нефти превосходит ее количество на новооткрытых месторождениях. Этому способствует и упомянутый стратегический план: чем больше у России амбиции, тем больше финансов ей нужно для их реализации. Следовательно, необходимо продавать как можно больше нефти, что и приводит к уменьшению ее запасов и приближает день, когда РФ придется закупать нефть для собственных нужд за рубежом. Если существующая ныне ситуация не изменится, такой день может наступить в течение ближайших 10-15 лет.
А приобретение нефти за рубежом Москву никак не устраивает. Ныне Россия уникальна среди больших государств тем, что 100 процентов своих оборонных потребностей со времен Сталина страна удовлетворяет за счет местных, национальных ресурсов. В мире нет второго такого государства, которое для военных нужд все, начиная с самолетов и автомобилей и кончая топливом, производило бы на своей территории. Именно поэтому России не нужно становиться членом такого оборонительного альянса как НАТО для того, чтобы обеспечить свою безопасность и защитить себя от агрессии.
Для сохранения своего уникального статуса Москве нужен доступ к большому количеству нефтяных месторождений. Это касается, в основном, запасов бассейна Каспийского моря. Замена экспорта нефти импортом сделает российскую военную силу зависимой от Америки (поскольку за пределами континентальной Евразии сеть распределения и поставок нефти контролируют американцы). Наряду с этим, Россия лишится доходов в твердой валюте и она уже не сможет субсидировать свои обширные территории дешевым топливом, а в случае острого кризиса, страна может вообще рассыпаться на мелкие части.
Одним словом, Москве необходим контроль над распределением нефти Каспия. Для этого ей нужно контролировать газопроводы, проходящие по грузинской территории, поскольку Грузия представляет собой единственную альтернативу вывозу каспийской нефти на мировые рынки, минуя Россию. Москва всячески противится вступлению Грузии в НАТО, так как это исключает упомянутый контроль. Соответственно, в 2003 году в Грузии ее больше устраивали война и неразбериха, чем порядок с дальнейшей перспективой вступления страны в НАТО. К тому же, русские хорошо помнят, что Вашингтон начал подстрекать Тбилиси и Киев вступить в альянс именно в 1999 году. В этой ситуации для России лучшим вариантом, чем нестабильная Грузия, могла быть замена Шеварднадзе на надежного союзника, который не допустил бы дальнейшего ущемления российских интересов.
Трудно сказать, какие отношения в действительности связывают Михаила Саакашвили с хозяевами Кремля. Все может быть, начиная со штатного агента КГБ/ФСБ, кончая лицом, находящимся в их подчинении. Поведение президента Грузии явно указывает на то, что он поддерживает некую связь с Кремлем. Саакашвили проявил себя, как необычайно способный и ловкий политик, особенно в кризисных ситуациях. По его поведению чувствуется, будто вместо него думает целая организация, учитывающая даже перспективу.
Если бы под руководством Саакашвили Грузия вступила в члены НАТО, это стало бы самым крупным событием в Европе после Октябрьской революции в России. Этим администрация Путина подорвала бы репутацию Североатлантического блока. НАТО превратится в незначительную организацию, если один из его членов – Грузия – будет выполнять поручения страны, которая выступает против альянса.
Из биографии Саакашвили следует выделить то, что военную службу он проходил в пограничных войсках, которые, как известно, подчинялись КГБ. После демобилизации он учился в Киевском институте международных отношений, куда невозможно было попасть без рекомендации КГБ. А такие рекомендации без твердых гарантий никто не давал. Но это вовсе не значит, что каждый, кто служил в пограничных войсках или учился в контролируемом КГБ институте, является агентом госбезопасности.
Правда, по мнению Путина, «бывших чекистов не бывает», но нельзя также утверждать, что все проживающие в Грузии бывшие агенты КГБ сейчас действуют против интересов своей страны. С другой стороны, общество должно быть информировано хотя бы о том, был ли кто-либо из нынешней власти агентом службы безопасности иностранного государства. Это позволит избежать серьезных недоразумений.
В настоящее время следствием такого серьезного недоразумения может стать новая война в Абхазии. «Малая» абхазская война поможет, как новому президенту России, так и Саакашвили.
Медведеву нужна успешная война, которая позволит ему поднять свой рейтинг в России и сделать еще один шаг к общей цели (возрождению Великой России). А Саакашвили, в случае войны, еще больше укрепит свои позиции в Грузии, также как проигранная война в Абхазии в свое время помогла Шеварднадзе избавиться от конкурентов и укрепить свое положение.
Новая война может быть «малой», с точки зрения Медведева или Саакашвили, но для ее участников она означает смерть и разруху. Война нанесет урон и интересам Грузии, поскольку вполне возможно, что в случае нового передела Абхазии, Саакашвили большую часть региона навсегда уступит России в аренду, или объявит ее свободной (открытой) территорией с отменой юрисдикции Грузии и признанием де-факто влияния России.
Нахождение Саакашвили на службе России не означает, что тысячи государственных служащих – его единомышленники. Подавляющее большинство этих людей служит стране, а не лично Саакашвили и его амбициям. Их назначает президент, который и манипулирует ими, как он это делал раньше с находившимися на государственной службе, а ныне преследуемыми или находящимися в изгнании согражданами.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте