Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Как российская «либеральная империя» завоевывает Грузию…

Автор: Нино Кочламазашвили

О российской агрессии говорят, пишут, рассуждают и спорят много… Северный сосед – это, конечно, большое и мощное явление. Тут двух мнений быть не может, но существуют иные, более опасные методы, используя которые, Кремль без всякого принуждения «завоевывает» целые страны.
В октябре 2003 года Александр Чубайс опубликовал статью «Миссия России в ХХI-м веке». Автор рассказал о том, какую «либеральную империю» должна создать Россия на постсоветском пространстве. Речь шла не о силовых действиях, а о приобретении стратегических объектов на территориях бывших союзных республик, что, естественно, вызовет рост политического влияния Москвы.
Этот процесс на Кавказе Россия начала с Армении, когда в 2002 году за внешний долг в 93 миллиона долларов США «Газпрому» был передан целый ряд объектов. Таких примеров великое множество, но на этот раз речь пойдет о Грузии. Заметим только, что после осуществления «либерального» плана в отношении Грузии, наступит черед Азербайджана, поскольку этой стране под силу осуществить весьма серьезные энергетические проекты.
Интерес Москвы к нашей стране – не новость. На этот раз мы расскажем об осуществленных в течение последних пяти лет бизнес-планах.
В 2003 году среди желающих приобрести акционерное общество «Маднеули» (97 процентов акций, принадлежавших государству), общество с ограниченной ответственностью «Кварцит» (100 процентов государственных акций) и «Транс Джорджиан ресорсиз» были грузинская, австралийская, британская, канадская, швейцарская компании и фирма из Объединенных Арабских Эмиратов. В приватизационном тендере стратегических активов победила компания «Стентон эквитиз», которая заплатила 35,1 миллиона долларов. Следует отметить, что эта фирма основана российской компанией «Промышленные инвесторы», а владельцем 100 процентов (ее акций – ПП) и президентом холдинга является бывший министр топлива и энергетики России Сергей Генералов.
Несколько лет назад собственностью правительства России стал также «Объединенный грузинский банк», контрольный пакет акций которого купил «Внешторгбанк» (на 99 процентов принадлежащий правительству России).
В 2006 году Москва согласилась продавать Белоруссии газ по старой цене (100 долларов за 1000 кубометров) лишь после того, как завладела пакетом акции «Белтрансгаза» (по трубопроводам этой компании в Европу подается более пятой части западного экспорта российского газа). По тому же сценарию еще в 90-е годы прошлого столетия российская «Итера» завладела контрольным пакетом акций компании «Латвиягаз». Неудивительно, что «Газпром» до сих пор безуспешно пытается заполучить магистральный газопровод, связывающий Грузию с Арменией.
Несмотря на обещание Москвы, что тариф на газ останется прежним, по имеющимся у нас сведениям, в самой России планируется повышение тарифа на 25 процентов ежегодно. Исходя из этого, даже неловко требовать от соседа «либеральности».
Вне поля зрения грузинских правоохранительных органов остались обстоятельства, при которых в руках дочерней кампании «Газпрома» – «Грузгаза» – оказалась часть имущества «Грузтрансгазпрома». В частности, в 1998 году принадлежавший государству пакет акций этого акционерного общества был передан с правом управления обществу с ограниченной ответственностью «Интергаз» (впоследствии «Грузгаз»). Исходя из этого (от детализации воздержимся), «Грузгаз», дочерняя компания «Итеры», приобрела пакет акции «Горигаза», «Руставигаза», «Болнисигаза», «Кутаисигаза», «Каспигаза» и «Тетрицкарогаза».
Желание приватизировать «Чиатурмарганец» и «Варцихегэс» официально выразили пять компаний – украинская «Интерпаип», чешская «Морави-Джорджия», казахская «Каз-хром», российская «Евразия Холдинг» и австрийская «Декометал-ферро». Кстати, чешская и казахская компании в самом начале отказались от участия в тендере. Спустя несколько дней грузинские активы за 132 миллиона долларов приобрели российская компания «Евразия Холдинг» и грузинские акционеры австрийской фирмы. Даже был оформлен меморандум, согласно которому они собирались основать совместную компанию. Однако позже «Евразия Холдинг» от сделки отказалась.
В сентябре 2006 года владельцем руставского «Азота» стала грузинская компания «Энерджи инвест», которая действовала при поддержке российского «Внешторгбанка». За это предприятие она заплатила 20 миллионов долларов, хотя этой суммы не хватает даже на погашение долгов.
Довольно интересные детали вырисовываются в процессе приватизации акционерного общества «Грузинская железная дорога». Не будем говорить о невнушающем доверия своим происхождением «Паркфиле», поскольку переговоры с ним уже провалились. На этот раз обратим внимание на пять новых компаний, проявляющих интерес к железной дороге страны. Это американские «Стретон Холдингс» и «Ист Кэпитал», швейцарская«Кэпитал Инвестмент групп», казахская «Силк Роуд групп» и российская «Центринвест Кэпитал партнэрс».
Компания «Стретон Холдингс» основана в Пенсильвании в 1972 году, а об «Ист Кэпитал» имеется весьма скудная информация. Зато о шведской «Ист Кэпитал» узнаем, что она работает в основном в России и ее партнеры тоже находятся в Москве. Кстати, из десяти наиболее крупных владельцев ее акций 9 – российские компании, а одна – казахская (ценные бумаги банка «Туран Алем»).
При поддержке банка «Туран Алем» в тендере участвует компания «Силк Роуд групп», которая довольно активно работает в Грузии. Она зарегистрирована в Швейцарии, но в конкурсе участвует, как казахская фирма.
Полностью отсутствует информация о швейцарской компании «Кэпитал Инвестмент групп», ее происхождение и деятельность окутаны туманом. Зато хорошо известны происхождение и деятельность «Центринвест кэпитал». Эта компания управляет фирмой «Блэк Си Телеком», которая уже строит в Грузии сеть бескабельного интернета. Интерес этой компании к коммуникациям легко можно объяснить – одним из ее владельцев является совладелец российского промышленно-финансового гиганта «Альфа-групп» Глеб Фетисов (в настоящее время представитель Воронежской области в Совете Федерации России), его собственность журнал «Форбс» оценивает в 700 миллионов долларов. Российские источники открыто заявляют, что за Фетисовым и его компанией стоит интерес всесильной российской железной дороги, желающей включить в свою сеть железнодорожную инфраструктуру Закавказья. Кстати, она уже прибрала к рукам железную дорогу Армении. Не следует забывать, что в случае приватизации акционерного общества «Грузинская железная дорога» в компетенцию ее владельца перейдет и проект магистрали «Карс-Ахалкалаки».
На сегодня политическая элита России окончательно осмыслила сформулированную Чубайсом либеральную идеологию возрождения империи. Одновременно в Грузии протекает процесс «агрессивной» приватизации. Обговоренная в правительственных кабинетах сумма определяет покупателя и игнорирует вероятность его управляемости из зарубежных недружественных центров. Поддерживаемые Москвой фирмы на конкурсах легко побеждают любые западные компании, которые действительно стоят на принципах рыночной экономики.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте