Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Точка консенсуса

Автор: Пресс-папье

В отличие от отношения к Грузии, по политической ситуации в Армении Россия и Запад, судя по всему, все-таки пришли к консенсусу. Более того, основные мировые геополитические центры выбрали «относительно мягкий» вариант своих взаимоотношений с этой страной.
1 марта в центре Еревана был разогнан перманентный митинг оппозиции, несогласной с официальными результатами прошедших 19 февраля президентских выборов и требовавшей аннулирования итогов голосования. Тогда, в ходе уличных столкновений было убито 10, ранено более 200 и арестовано более 100 человек, а в армянской столице до 21 марта было введено чрезвычайное положение.
Реакция Запада на жесткие действия властей РА была весьма резкой. 17 апреля Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию 1609 «Функционирование демократических институтов в Армении». Ее требования, по сути, сводились к следующему: освобождение из заключения всех тех, кто арестован за свои политические убеждения, отмена поправок к закону, запрещающему собрания, митинги и демонстрации, проведение открытого, независимого и объективного расследования трагических событий 1 марта. При невыполнении этих условий, ПАСЕ пригрозила лишить своих армянских парламентариев права голоса.
Ереван такой жесткий тон, очевидно, впечатлил. Во всяком случае, власти Армении, для которых быть частью Европы – это вопрос имиджа, предприняли некоторые действия по выполнению требований упомянутой резолюции, но пока они носят непоследовательный и не вполне продуктивный характер. В частности, под арестом остается несколько десятков оппозиционных политиков, несмотря на положительные изменения в законе о митингах и демонстрациях, армянские власти, мягко говоря, весьма неохотно разрешают оппозиции проводить свои мероприятия.
Действия официального Еревана по исправлению положения в сфере демократизации, судя по всему, были учтены. В конце июня летняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы заслушала отчет о выполнении Арменией условий резолюции 1609 и приняла новую резолюцию, в которой обозначены новые требования, срок выполнения которых установлен до января 2009 года. Таким образом, мрачные прогнозы скептиков относительно лишения армянских парламентариев права голоса на заседаниях ПАСЕ не сбылись.
Такое мягкое отношение к Армении со стороны одной из самых авторитетных западных политических структур означает, что Старый Свет удовлетворяет статус-кво в стране. С другой стороны, Ереван еще продолжительное время будет находиться под постоянным и долгосрочным мониторингом Запада. Тем самым, западное влияние на политические процессы в республике будет перманентным, что, как полагают местные эксперты, исключает одностороннюю ориентациюю страны на Россию.
В последнее время участились визиты в Армению официальных лиц из Соединенных Штатов Америки, которых также очень интересует поствыборная ситуация в стране. Эти визиты тем более интересны, что до сих пор Вашингтон так и не поздравил Сержа Саркисяна с его избранием на президентский пост. Побывавший на днях в Ереване заместитель госсекретаря по вопросам демократии, прав человека и труда Дейвид Крамер прямо заявил местному руководству, что «армяно-американские отношения могут существенно укрепиться, если Армения не уклониться от шагов в сторону демократизации и примет все предложения (США – ПП), которые представляются правительству страны». Эти предложения, по его словам, касаются вопросов обеспечения свобод, проведения достоверного расследования событий 1 марта, освобождения политических заключенных, начало реального диалога власти и оппозиции.
С мнением Европы и Соединенных Штатов в Ереване не могут не считаться. Во-первых, Армения получает огромную финансовую помощь, в частности, из Вашингтона и от международных валютных организаций, во-вторых, одним из приоритетов своей внешней политики Ереван считает углубление взаимоотношений со странами Европейского Союза, в-третьих, на Западе проживает многочисленная армянская диаспора, представители которой оказывают большое влияние на политику, в том числе, внешнюю, своих стран и имеют определенное мнение о направлении тех процессов, которые протекают в Армении.
В отношении же самой Армении в мире, очевидно, существует некая негласная договоренность между Москвой и ее западными партнерами. Она касается согласия внешних игроков не идти на резкие шаги в отношении Еревана. Иными словами, в Европе и Соединенных Штатах признаются интересы Москвы в этой стране, а Россия, со своей стороны, без раздражения воспринимает углубляющиеся контакты Еревана с Евросоюзом и блоком НАТО. Очевидно, именно поэтому, несмотря на серьезные нарушения на президентских выборах, западные наблюдатели из ОБСЕ, Парламентской Ассамблеи Совета Европы и Европарламента были весьма сдержанны в своих оценках. По их мнению, выборы в Армении «главным образом» соответствовали европейским стандартам.
О своем желании продолжить политику дружеского, союзнического сотрудничества с Россией сегодня заявляют все основные игроки на политическом поле Армении, в том числе, и считающийся прозападным политиком лидер радикальной оппозиции Левон Тер-Петросян. По его словам, в годы, когда он был президентом, «у Армении с Россией были самые уравновешенные, достойные, корректные, партнерские отношения, не было отношений вассала и сюзерена». Первый президент подчеркивает, что в проводимой в то время внешней политике «самыми корректными, порядочными, основанными на взаимном уважении отношениями были отношения с Россией, и от этого выигрывала и Армения, и Россия. В случае моего прихода к власти эта традиция не только будет продолжена, но и будет углублена».
Нынешний армянский президент Серж Саркисян также является активным сторонником углубления российско-армянского военно-стратегического сотрудничества. Во время своего визита в Москву в конце июня он заявил, что с Дмитрием Медведевым они «подтвердили стремление наших стран и далее развивать многоплановое стратегическое партнерство и союзничество». Кстати, в нынешнем правительстве посты министров обороны, иностранных дел, энергетики и природных ресурсов занимают люди, имеющие репутацию пророссийски ориентированных политиков.
С другой стороны, посты премьер-министра и министров экономического блока были предоставлены относительно молодым беспартийным финансистам и экономистам, с которыми уже долгие годы весьма продуктивно сотрудничают Международный Валютный Фонд и Всемирный Банк. В ближайшем окружении президента также немало молодых политиков, считающихся «людьми Запада».
Таким образом, сегодня не только мировые державы стараются не конфликтовать друг с другом в вопросе влияния на Армению, но и сама Армения ведет относительно сбалансированную внешнюю политику. Чтобы при случае не оказаться между российским «молотом» и западной «наковальней».

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте