Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Войны президентов

Автор: Пресс-папье

Армения подошла к условной, но весьма символической дате – 100 дней с момента вступления в должность президента Сержа Саркисяна. Несмотря на то, что со дня инаугурации нового главы государства прошло не так много времени, есть повод подвести первые итоги его деятельности и посмотреть, как изменилась ситуация в стране за последние три с небольшим месяца.
Если характеризовать ситуацию коротко, то можно сказать, что политический кризис в стране остался неразрешенным, а президент Серж Саркисян так и не утвердился в своем новом качестве не только внутри страны – для «партии власти», оппозиции и общества, но и в глазах главных мировых центров влияния.
Одной из основных причин весьма сложной и запутанной ситуации в Армении является то, что на внутриполитической площадке страны отсутствует единый лидер, безусловно доминирующая фигура. Сегодня там представлено трое главных игроков, которые, кроме всего, носят звание президента: Серж Саркисян (действующий), Роберт Кочарян и Левон Тер-Петросян (бывшие). Каждый из них, сегодня решает для себя одну и ту же задачу – обеспечить личный контроль над властью в стране.

Несомненно, что целью Роберта Кочаряна является реализация плана возвращения во власть. Самым коротким путем здесь является занятие поста премьер-министра. Наверняка, добившись этого, Р. Кочарян начнет борьбу за свое возвращение в президентское кресло, хотя по закону он не имеет на это право, так как уже просидел в нем два положенных по Конституции срока.
Для реализации своих амбициозных планов Кочарян создал достаточно мощный параллельный центр влияния на ситуацию. Его главными фигурами являются ставленники экс-президента Кочаряна в президентском дворце (глава аппарата президента РА Овик Абрамян) и в правительстве РА (вице-премьер Армен Геворкян).
Не менее важным фактором влияния на ситуацию в республике является контроль над армянскими СМИ, многие из которых также управляются или «курируются» людьми экс-президента.
Политической базой Р. Кочаряна остаются две парламентские партии – «Баргавач Айастан» и Армянская революционная федерация Дашнакцутюн, которые вошли в правящую четырехпартийную коалицию. Поговаривают также, что в ближайшее время сторонниками Кочаряна будет создана еще одна партийная структура, создаваемая на базе нескольких небольших армянских партий.
Для возвращения во власть, Р. Кочаряну надо доказать, как внешним, так и внутренним игрокам одну простую истину: нынешнее правительство, возглавляемое Тиграном Саркисяном неспособно управлять страной и ее «хозяйством». Безусловно, главным адресатом этого «доказательства» является не общественное мнение, а другие группировки внутри власти, которые экс-президент намерен перетянуть на свою сторону.
С другой стороны, Р. Кочарян, либо напрямую, либо через посредников воздействует на руководство АРФ Дашнакцутюн и «Баргавач Айастан» с тем, чтобы использовать любой, даже самый незначительный повод для бойкота принятия любых решений Т. Саркисяна, т.е. максимально ослабить его позиции, а затем, очевидно, и вовсе заставить его уйти в отставку.
Одновременно Р. Кочарян ведет и другую игру: он требует от лидера «Баргавач Айастан» Гагика Царукяна фиксации распределения долей по всем объектам их совместного бизнеса с оформлением всей надлежащей документации. С одной стороны, это, видимо, преследует цель распродажи части бизнеса на случай форс-мажорных обстоятельств, а, с другой стороны, еще более сузить поле для политического маневра своего главного бизнес-партнера — Царукяна. Кроме того, это способ забрать у последнего самую дорогостоящую «игрушку» – партию «Баргавач Айастан», возглавить ее и использовать для того, чтобы занять пост премьер-министра. Как утверждают местные наблюдатели, большинство членов парламентской фракции «Баргавач Айастан» контролируются именно Р. Кочаряном. По большому счету, большинству членов этой деидеологизированной партии все равно, кто будет их лидером – Р. Кочарян или Г. Царукян.
Судя по всему, Дашнакцутюн, которая провела замену своих министров в новом кабинете, в принципе, готова поддержать Р. Кочаряна. Министерская ротация – решение некоторых внутрипартийных проблем и способ успокоить партийные ряды, дав возможность новой поросли партийных функционеров получить свои куски с барского стола государственной коррупции.

Безусловно, возвращение Р. Кочаряна во власть – это не самый лучший сценарий для действующего президента Сержа Саркисяна. Очевидно, именно поэтому последний и начал оказывать давление на Г. Царукяна и других бизнес-партнеров Р. Кочаряна, требуя от них полной уплаты полагающихся налогов. При этом, партнеры самого Саркисяна по-прежнему получают привилегии и сохраняют возможность вести бизнес «по своему усмотрению».
Чтобы как-то ослабить влияние своего предшественника, С. Саркисян приступил к кадровой чистке госаппарата. Так, он подписал указ об отставке начальника Службы государственной охраны Григория Саркисяна. Интересно, что это было сделано в тот момент, когда Р. Кочарян отсутствовал в Армении. Судя по всему, это стало серьезным ударом по позициям экс-президента.
Кроме того, наконец-то было принято решение по кандидатуре начальника полиции. Им был назначен полковник полиции, руководитель области Арарат Александр Саркисян, которому сразу же было присвоено звание генерал-майора. Не исключено, что А. Саркисян намерен убрать из полиции всех тех сотрудников, которые несут ответственность за кровавые события февраля-марта с.г. (жесткое подавление выступлений оппозиции). Наверняка, при этом в верхний эшелон полиции будут привлечены кадры из регионов Армении, не связанные с людьми Р. Кочаряна.
Считается, что в своей деятельности С. Саркисян опирается на возможности Республиканской партии Армении (РПА), лидером которой он является. Пока без ее поддержки он обойтись не сможет, т.к. выиграть без опоры на республиканцев ту же схватку с Р. Кочаряном для него нереально. Однако в нынешней непростой ситуации главную ставку президент вынужденно делает на пока малозаметную Объединенную национально-либеральную партию (ОНЛП), в руководство которой входят молодые «западники», получившие образование, главным образом, в Великобритании. Им принадлежит и главная роль в программе превращения Армении в крупный финансовый центр, разработанной специалистами с Туманного Альбиона. «Британский план», поддерживаемый и Францией, совместными усилиями должны реализовать люди из ОНЛП и партии «Оринац еркир», которая также считается креатурой Запада. Он, с одной стороны, должен поэтапно ослабить влияние России в экономике Армении, а, с другой стороны, привести к ситуации, когда С. Саркисян будет вынужден подписаться под «Мадридскими принципами», т.е. базовыми позициями Карабахского урегулирования и вывести армянские подразделения из, как минимум, 5 районов «зоны безопасности».
В этой ситуации С. Саркисян пытается как-то изменить и стабилизировать свое внутриполитическое положение и достичь более приемлемого для себя баланса внутри «партии власти». С этой целью в узком кругу его сторонников было принято решение о реализации ряда мер, целью которых является замена спикера парламента Тиграна Торосяна на более покладистую фигуру, близкую к президенту. В качестве кандидата на эту роль якобы рассматривает глава президентской администрации Овик Абрамян, назначение которого может стать компромиссом для главных группировок внутри «партии власти». Таким образом, С. Саркисян пытается формировать новую систему сдержек и противовесов внутри «партии власти», что наверняка должно стать прологом реальной стабилизации ситуации в стране.
Серьезной проблемой для С. Саркисяна остается его легитимность как президента, которая ставится под сомнение влиятельными политическими силами, как внутри Армении, так и за её пределами. Для исправления этой ситуации и улучшения своих позиций глава государства в последнее время предпринимает весьма энергичные шаги, некоторые из которых в республике оцениваются очень неоднозначно.
Фактически откликаясь на критику радикальной оппозиции, С. Саркисян проводит чистку в руководстве правоохранительных органов, пытается навести порядок в налоговой и таможенной сферах с целью вывести из «тени» крупный армянский бизнес, активизирует борьбу с коррупцией в госаппарате.
Если эти и ряд других мер среди населения и в политическом бомонде воспринимаются в целом положительно, то последняя инициатива президента РА вызвала шквал негодования и критики во всех слоях местного армянского общества. Речь идет о предложениях, высказанных С. Саркисяном в его статье для известного американского издания Wall Street Journal. Суть их сводится к готовности нормализовать отношения с Турцией и пойти в связи с этим на такие шаги, которые уже вызвали в Армении как минимум недоумение. В частности, откровения президента в Wall Street Journal дали местным наблюдателям повод заподозрить его в готовности поставить под сомнение факт геноцида армян в Османской империи. Для армянского политика это серьезное обвинение, если оно действительно перерастет в таковое из простого подозрения.
По мнению местных политологов, этот рискованный и авантюрный с точки зрения политического расчета ход С. Саркисяна вызван его намерением добиться симпатий на Западе. То есть, для того, чтобы достичь легитимизации в глазах тех же Европы и Соединенных Штатов, ему необходимо показать, что он является тем политиком, который способен проводить иную, более приемлемую и понятную для Запада внешнеполитическую линию, нежели вел его неуступчивый предшественник Р. Кочарян.
Подводя итог более, чем трёхмесячного пребывания С. Саркисяна у власти, можно констатировать, что он в какой-то мере попытался перехватить политическую инициативу у оппозиции, взяв на вооружение даже некоторые ее идеи. Однако, даже обладая этим арсеналом, переиграть оппонентов ему пока не удалось. Более того, такой серьезный и рискованный «эксперимент», как заигрывание с Анкарой, в случае его провала, может стоить армянскому лидеру политической карьеры. Сломать на нем себе шею С. Саркисян может очень просто и причин для этого достаточно.
Во-первых, для ведения такой игры у него нет ни достаточного влияния в обществе, ни ресурса легитимности. Во-вторых, для начала подобных переговоров С. Саркисяну остро необходимо заручиться поддержкой диаспоры, главным образом, российской и американской. А ни та, ни другая, насколько известно, свое «добро» на подобные маневры ему не давала. И, в-третьих, одним из последствий «турецкой» игры нынешнего президента Армении является «сдача» Нагорного Карабаха, т.е. заключение соответствующих договоров об урегулировании этого конфликта на неприемлемых для армян условиях в обмен на западную лояльность.

Первый президент Армении и лидер оппозиции Левон Тер-Петросян продолжает держать в напряжении внутриполитическую ситуацию в стране и «сбавлять обороты», несмотря на смягчение отношения к оппозиции со стороны властей, похоже, не собирается. В отличие от двух своих оппонентов, он является единственным политиком из «президентского трио», который делает ставку на общество, проще говоря, на народ.
Похоже, он сделал серьезные выводы из предыдущей деятельности оппозиции и учел, что все оппозиционные «бунты» предыдущих 10 лет (прежде всего, 2003-2004 годов) были подавлены по причине того, что тогдашняя оппозиция попросту сворачивала политическую борьбу под воздействием репрессивного фактора. Кроме того, в этот период оппозиционные силы изрядно «нашпиговывались» «минами замедленного действия», т.е. соглашателями, которые постоянно использовались властью для организации расколов, склок и разногласий в оппозиционном лагере. При нынешнем раскладе, такие вещи с оппозицией сделать уже весьма затруднительно, так как в ней остались практически только сторонники Тер-Петросяна, объединенные одной целью — отстаивать политические интересы своего лидера.
В отличие от своих менее искушенных в политике конкурентов, Левон Тер-Петросян постоянно варьирует имеющимся инструментарием, используя и голодовки, и пикеты, и шествия с митингами, и «камерные» мероприятия с участием видных представителей политической элиты страны. Уже очевидно, что власти на такое оппозиционное «разнообразие» пока оперативно и эффективно реагировать не могут и явно проигрывают Л. Тер-Петросяну в борьбе за общественные симпатии.
Сегодня армянское общество в деятельности Л. Тер-Петросяна и поддерживающих его сил, в немалой степени, привлекает четкая и ясная позиция по большинству вопросов, волнующих население страны. Важным моментом является и то обстоятельство, что эта часть политического спектра изначально публично сформулировала свою позицию по вопросу внешней поддержки, давая понять своим нынешним и потенциальным сторонникам, что не намерена опираться ни на Москву, ни на Вашингтон, ни на Брюссель. «Левоновцы» намекают и на то, что они убеждены в том, что если им удастся поднять мощную протестную волну в обществе, то все мировые политические центры будут соревноваться между собой «за сердца и умы» оппозиции, а властей, как это было когда-то. Здесь, правда, есть элемент политического лукавства, так как в Армении Л. Тер-Петросян давно и прочно ассоциируется с прозападной ориентацией, а «красная корова», как известно, «шкуру не меняет». К тому же, в местной политтусовке ходят упорные слухи о том, что первого президента плотно опекают американцы.

Дальнейшая политическая борьба трех президентов обещает быть напряженной и затяжной. Многое будет зависеть от того, насколько изобретательным в поиске средств укрепления своих позиций окажется С. Саркисян и насколько найденные им ходы будут эффективными и безопасными.
Еще более на ситуацию в стране способна повлиять способность С. Саркисяна и Л. Тер-Петросяна договориться между собой и совместными усилиями блокировать политическую активность Р. Кочаряна.
Как считают местные эксперты, очередную оценку перспектив развития политического процесса в Армении можно будет подвести не раньше середины осени. Это не исключает всплесков напряженности до этого срока, что будет связано с намерением оппозиции добиваться выполнения властями гласных и негласных обязательств по части смягчения политического режима в стране.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте