Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Грузия, МАП и европейский прагматизм

Автор: Бека Нацвлишвили, доктор социальных наук

Грузинская общественность с большой надеждой ждет запланированного на декабрь саммита НАТО, где страны-члены альянса должны рассмотреть вопрос о предоставлении Грузии программы для вступления в НАТО. Между тем, весьма велика вероятность, что эти надежды не сбудутся.
Приведенное предположение подтверждает высказывание главы одной из ведущих стран Европы, канцлера Германии Ангелы Меркель по этому вопросу, когда она поставила под сомнение возможность предоставления Грузии МАП (плана подготовки к вступлению в НАТО – ПП). Своим заявлением (о неготовности Киева и Тбилиси к вступлению в альянс – ПП) она германский лидер подкрепила мнение зарубежных и грузинских экспертов о расхождении позиций стран-членов НАТО по этому вопросу.
Германия, Франция, Италия, Испания и Греция представляют группу, которая по-прежнему отвергает возможность предоставления Грузии этой программы на данном этапе. Опасение вызвать раздражение Москвы является тем главным препятствующим фактором, который сложился в силу зависимости этих стран от российских энергоресурсов и их желания добиться интеграции России в единую энергосистему Европы, которая только формируется.
Эта позиция продиктована также значением России, как одного из растущих рынков для европейских товаров. Кроме этого, следует отметить, что Грузия, как главный коридор для поставки энергоресурсов из Каспийского бассейна на европейский рынок, может потерять свое значение. Казахстан и Турция, как крупнейшие добытчики энергоресурсов в регионе, не спешат присоединиться к каспийскому транспортному проекту, который предусматривает обеспечение европейских стран энергоресурсами в обход России. Это обусловлено двумя основными факторами: во-первых, их экспорт зависит от российской транспортной системы, во-вторых, они обязаны выполнять заключенные с Россией долгосрочные экспортные договоры. Инициатива Соединенных Штатов Америки заложить основу Транскаспийского газопровода, с помощью которого эти страны смогут непосредственно подсоединиться к газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзерум, осталась неосуществленной из-за усилий той же России.
Что касается существующих проектов – Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзерум, то без участия указанных выше стран они скоро потеряют свое значение, поскольку запасы энергоресурсов Азербайджана, которыми загружаются данные трубопроводы, довольно ограничены. На этом этапе европейский газопровод «Набукко», строительство которого начнется в 2010 году и завершится в 2013 году, представляет тот проект, в результате осуществления которого Грузия сможет сохранить за собой статус одного из главных энергетических коридоров.
Ко всему сказанному можно добавить то, что Грузия со своим нынешним институциональным развитием не отвечает критериям члена НАТО. Слабость демократических институтов, неурегулированные территориальные конфликты, которые после августовских событий окончательно поколебали имидж стабильной страны, свели к минимуму возможность ее превращения в надежного партнера Европы.
В отличие от перечисленных выше стран-членов альянса, Соединенные Штаты Америки пытаются убедить своих североатлантических союзников в целесообразности принятия Грузии в НАТО. Такая позиция США продиктована не только желанием Вашингтона, содействовать становлению демократической и стабильной Грузии, но и стратегическим положением этой страны. В качестве члена НАТО она сможет сбалансировать перераспределение сил на пространстве стран СНГ, будет способствовать развитию регионального сотрудничества в регионе Кавказа, ослабит влияние России на него и имеющееся здесь энерготранспортное пространство. Заслуживает внимания и то, что в стратегии внешней политики США Грузия рассматривается, как важный опорный пункт для возможного проведения операций на иранском и афганском направлениях.
Наряду с США и Великобританией, также являющейся частью англосаксонской цивилизации и верным союзником Америки, в группу сторонников предоставления Грузии МАП и ее принятия в альянс входят и страны Восточной Европы – члены Еврообъединения. Их можно считать проводниками внешней политики Америки на европейском пространстве, что предусматривает нейтрализацию инициированной странами Западной Европы эмансипации «единой внешней и безопасной политики Европы» от политики Соединенных Штатов Америки.
Позиция стран Восточной Европы продиктована историческим опытом, традиционным страхом перед Москвой и «коллективной памятью» их обществ, согласно которой именно Америка представляет ту силу, которая позволила этим государствам выйти из пространства, где доминировала Россия. А Великобритания, помимо того, что она является историческим союзником США, защищает также интересы энергоконцерна «Бритиш петролеум». Среди владельцев энерготранспортных систем, пролегающих через территорию Грузии, этому ему принадлежит самая большая доля.
Главным индикатором того, что Грузия и на этот раз останется без МАП, является только что созданная комиссия НАТО-Грузия. Поскольку страны-члены альянса решение принимают в результате консенсуса, там, видимо, нашли тот средний путь, который позволит учесть интересы обеих указанных групп. Нетрудно догадаться, что за три месяца до декабрьского саммита отношения с Грузией в этот формат перевели вовсе не случайно. Данный формат обеспечивает продолжение диалога НАТО-Грузия, но, в то же время, он не вызовет раздражения Москвы.
(…)
Поскольку политический истеблишмент России стремление Грузии к НАТО считает более опасным, нежели ее интеграцию в европейские структуры, на этом этапе отказ в предоставлении Грузии программы для вступления в альянс следует воспринимать, как прагматичное решение ведущих стран Европы.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте