Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Армения должна решительно сказать «нет»

Автор: Ваан Варданян

Результаты и последствия недавнего визита в Армению президента России Дмитрия Медведева комментирует в своем интервью газете известный политолог и аналитик Игорь Мурадян.
«Иравунк де факто»: - Господин Мурадян, чем знаменуется визит президента Дмитрия Медведева в Армению в октябре? И в этом контексте, какие имеются ожидания в развитии российско-армянских отношений и политической ситуации на Южном Кавказе?
И.М: - В связи с визитом Дмитрия Медведева в Армению выясняются новые обстоятельства, а также намерения России и других государств в отношении региона.
Теперь уже не вызывает сомнений то, что Москва привязывает свое взаимодействие с Арменией исключительно к выстраиванию новых отношений с Азербайджаном и Турцией. Все более явственными становятся планы России по отношению к карабахской проблеме, что подразумевает следующее: полный вывод армянских войск из Карабаха, сдача армянами Азербайджану сперва пяти, а затем и семи «районов», возвращение на эти территории так называемых азерских беженцев, ввод российских миротворцев в зону конфликта и, по существу, абсолютное игнорирование вопроса о конкретизации статуса Карабаха, который откладывается на десять и более лет. Это не что иное, как очередной раздел Армении между теми же партнерами.
И в 20-х, и даже в 40-х годах Россия пыталась перетянуть на свою сторону Турцию, увлекаясь антиимпериалистическими настроениями в Анатолии, но всегда неизменно получала по носу вместо более благоприятного доступа к Черноморским проливам. Так получится и сейчас. Но, конечно же, не сразу, но времени для данных экспериментов всегда хватало, чтобы Армения в очередной раз была уничтожена.
Интересно то, что, как и в прошлые времена, армяне с воодушевлением ожидали решения своей судьбы Россией. Во время визита Дмитрия Медведева в Ереван, десятки тысяч армян с плакатами и российскими флагами на так называемой площади России, выражали лояльность российскому президенту, который намерен задушить их родину, сделать ее предметом насмешек для всего мира.
«Иравунк де факто»: - Вы уже излагали мысли относительно неблаговидных намерений России в отношении Карабаха и Армении. Понятно также, что все это, так или иначе, связано с последними событиями в Грузии, а также с намерениями США усилить свое присутствие на Черном море. Но насколько осуществлению данных проектов способствуют политические убеждения самого российского президента?
И.М: - Политические убеждения российского лидера здесь ни при чем. Россия довольно долго выжидала и всегда рассчитывала на использование карабахского ресурса в своей политике. По выражениям известных и в большей степени интегрированных в государственные структуры российских политологов, Россия, так ничего и не получила от сотрудничества с Арменией, и дальнейшее взаимодействие в таком одностороннем режиме более не имеет смысла. Это говорится совершенно открыто армянским коллегам, которых они знают долгие годы. Такого мнения придерживаются ведущие сотрудники Российского института стратегических исследований, Института СНГ, непосредственно консультирующие администрацию президента России.
(…)
«Иравунк де факто»: - Но на чем базируется уверенность русских в том, что данный проект успешно осуществится, и Армения сама себе подпишет смертный приговор?
И.М: - Это, наверное, самый важный вопрос во всей этой игре. И удивительно то, что, по существу, весь русский политический и аналитический истеблишмент глубоко убежден в том, что армянский народ и его руководство должны быть благодарны России за такое урегулирование карабахской проблемы. На самых разных уровнях, начиная с экспертов и комитетов Госдумы и кончая соответствующих департаментов министерства иностранных дел России, с огромным удивлением воспринимаются доводы по поводу невозможности принятия подобных решений. Видимо, соответствующие аналитические и информационно-разведывательные службы России проделали соответствующую работу и пришли к выводу о том, что армяне полностью деморализованы и готовы принять любое решение, обеспечивающую им «спокойную» жизнь. Это, быть может, главный аргумент в операционной системе принятия решения по карабахской проблеме. Российский МИД всего лишь пытается проводить эту политику, которая является разработкой группы людей в администрации президента, у которых есть убежденность в данных оценках. Например, в качестве важного аргумента приводиться то, что даже партия «Дашнакцутюн» вполне одобряет русский план, то есть сдачу территорий и ввод миротворцев без определения статуса НКР.
Кстати, в переговорах не упоминается Нагорно-Карабахская Республика как наименование государства. То есть, речь идет не только об отсутствии статуса, но и о ликвидации НКР. И это не случайно, так как для русских НКР представляет собой элемент новой политической конфигурации бывшего советского пространства. НКР – слишком претенциозное понятие для русского сознания.
(…)
Интегрированные в государственные структуры российские политологи, которые на протяжении многих лет придерживались мнения о том, что в интересах России предпочтительнее «заморозить» карабахскую проблему, сейчас предлагают следующее. По их мнению, Армения могла бы категорически отвергнуть этот план, и Россия не имеет необходимых политических ресурсов для того, чтобы продолжать настаивать на реализации данного проекта. Одновременно не рекомендуется автоматически обращаться за поддержкой к США, а необходимо выстраивать более принципиальную позицию во взаимоотношениях с Россией.
На мой взгляд, это не просто совет, даваемый, исходя из ситуации, а вполне проработанная и осмысленная технология. Следует отметить, что в части «карабахского проекта» прослеживается значительная растерянность и неуверенность российских аналитиков и политических проектировщиков. Значительная их часть считает, что данный проект нереалистичен. По оценкам российских аналитиков, администрация президента России потребовала от спецслужб изложить свое мнение по поводу «карабахского проекта», что привело к неадекватным результатам. Руководители российских спецслужб не стали усложнять свое положение и не дали отрицательных оценок. По оценкам спецслужб, в частности Службы внешней разведки России, данный проект «содержит новые интересные предложения и может стать отправной точкой для развертывания политики России на Южном Кавказе». Одновременно СВР рекомендовало уделить внимание этапу согласования предложений, а также работе по обеспечению достижения консенсуса в Армении и Азербайджане, что станет трудным делом.
В настоящее время администрация президента России не пытается привлечь к разработкам представителей исследовательских институтов и центров, так как побывавшие в НКР российские эксперты придерживаются мнения о том, что «карабахский проект», по существу, является ни чем иным как политической авантюрой, хотя эта точка зрения публично и не выражается.
Исследуя проделанную работу, можно придти к выводу о том, что «карабахский проект», в значительной мере, инициирован азербайджанским лобби в Москве, с которым тесно связан президент Дмитрий Медведем. Следует также отметить, что премьер-министр Владимир Путин и его люди в администрации президента, а также, министр иностранных дел Сергей Лавров до сих пор не выражали особого энтузиазма и положительных ожиданий по его поводу. И нет уверенности в том, каким образом будут сочетаться стратегические интересы России и задачи лоббистских групп в Москве.
(…)

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте