Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

В правовом отношении «3+2» не может стать «1+2» (от 28.10.08)

Автор: Вардан Григорян

(…)
Параллельно процессу урегулирования нагорно-карабахской проблемы в рамках Минской группы ОБСЕ, в последнее время проходили также переговоры министров иностранных дел Армении, Азербайджана и Турции, а в скором времени в Москве (2 ноября – ПП) пройдет трехсторонняя встреча президентов Армении, России и Азербайджана. Кое-кто склонен рассматривать эти инициативы как альтернативу переговорному формату Минской группы.
Присутствовавший на учениях Армии обороны Нагорно-Карабахской Республики президент Армении Серж Саргсян категорически опроверг эти беспочвенные предположения. Сделанное им 26 октября заявление говорит о том, что Армения в вежливой форме отказывает Турции, желающей стать посредником в карабахском урегулировании.
Что же касается инициативы президента Дмитрия Медведева, то Россия как сопредседатель Минской группы ОБСЕ вполне правомочна искать пути разрешения проблемы. Иными словами, посредническая деятельность России, во всяком случае, на нынешнем этапе, не выходит за рамки формата Минского процесса.
Таким образом, все утверждения о том, что Армения выступает за продолжение посреднической миссии Турции и, более того, желает перевести переговоры в плоскость трехсторонних армяно-турецко-азербайджанских встреч, не соответствуют действительности. Это также означает, что в ближайшее время активность в нагорно-карабахском вопросе будет проявлять только Россия, а вот формат Минской группы ОБСЕ какое-то время будет законсервирован.
В этих условиях Армения продолжает утверждать, что проблема должна быть разрешена на основе Мадридских принципов. Заявление президента Сержа Саргсяна говорит о том, что обязательными условиями урегулирования армянская сторона считает признание Азербайджаном права народа Нагорного Карабаха на самоопределение, наличие сухопутной границы между Нагорным Карабахом и Республикой Армения, а также предоставление международными организациями и ведущими странами мира необходимых гарантий безопасности (населению НКР – ПП).
Что касается инициированных российской стороной предстоящих переговоров президентов трех стран, то если они будут соответствовать букве и духу принципов, выработанных Минской группой, то упомянутая позиция Армении останется в силе. Но если процесс выйдет за рамки действующего уже 10 лет переговорного формата, то найти какое-либо решение без непосредственного участия НКР, естественно, будет невозможно.
Дело в том, что соглашение о перемирии в мае 1994 года подписал и командующий Армией обороны НКР. Более того, состоявшийся в том же году будапештский саммит ОБСЕ также признал НКР стороной переговоров. И, значит, инициатива России, как страны, входящей в состав Минской группы, – это одно, а желание заменить Минский формат и найти решение армяно-азербайджанской проблемы в одиночку – это совсем другое.
Во втором случае, при выполнении Россией самостоятельной посреднической миссии, неизбежно придется вернуться к единственному достижению в переговорном процессе – протоколу, подписанному Арменией, Нагорным Карабахом и Азербайджаном в 1994 году в Бишкеке при посредничестве Москвы.
Между тем не секрет, что нынешняя инициатива российского президента, в конце концов, должна быть утверждена Минской группой ОБСЕ, действующей в формате «3+2» (три посредники – Россия, США и Франция, плюс две переговаривающие стороны – Армения и Азербайджан). Но так как за этой инициативой скрывается желание России разместить в регионе свои войска, понятно, что в этом формате переговоры не могут длиться долго. США никогда не согласятся с односторонним стремлением Москвы присутствовать в зоне Нагорно-карабахского конфликта.
Таким образом, на каком-то этапе нынешняя инициатива России обязательно вступит в противоречие с форматом «3+2». В этом случае, для продолжения переговоров неизбежно придется выбрать новый формат. Формат же «1+2», то есть «Россия плюс Армения и Азербайджан», невозможен даже теоретически. И вот почему: переговоры об изменении режима перемирия, достигнутого в 1994 году в Бишкеке, возможны только при участии не двух, а трёх сторон противостояния, подписавших бишкекский протокол – Армении, Нагорного Карабаха и Азербайджана, а также посредником – Россией.
Полагаем, что Нагорно-Карабахская Республика, выражающая готовность вести переговоры с Азербайджаном, должна заявить о следующем: если предстоящие в Москве переговоры выйдут за рамки Минской группы ОБСЕ и положат начало процессу урегулирования проблемы исключительно при посредничестве России, то есть приведут к изменению режима перемирия, то она, как подписавшая бишкекский документ, в обязательном порядке должна стать их участником.
А Армения, в свою очередь, вправе представлять и отстаивать интересы НКР только лишь на переговорах в рамках Минской группы ОБСЕ, изменение формата которых, то есть одностороннее посредничество России, в международно-правовом отношении сделает обязательным возврат к бишкекскому формату «1+3» (Россия плюс Армения, Азербайджан и Нагорный Карабах).

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте