Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

«Российское политическое руководство вовлекло своих армянских коллег в сферу личных, панибратских, меркантильных отношений»

Автор: Ваан Варданян

Об армяно-российских отношениях и о роли России в процессах на Южном Кавказе газета беседует с известным политологом Игорем Мурадяном.
(…)
«Иравунк де-факто»: - Насколько безнадежны армяно-российские отношения? Наступил ли, по Вашему мнению, момент окончания тесных отношений с Россией? Существует ли альтернатива пророссийской ориентации?
И.М.: (…)
- В стратегической перспективе любая угроза относительна, потому что российско-турецкого альянса никогда не возникнет, даже против общего противника. Чрезмерное ослабление или уничтожение Армении на политической арене приведет к кардинальным изменениям на всем Переднеазиатском и Евразийском пространстве. Это хорошо понимают и ощущают не только русские, но и иранцы, американцы и те же турки. В настоящее время ОДБК – очень удобная для нас система безопасности, которая еще не стала военно-политическим альянсом, но, несомненно, обладает такой перспективой. Если даже ряд государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности, в том числе, Армения примут предложения США и разместят на своей территории военные базы Соединенных Штатов, это не исключает развитие ОДБК.
Турции и России незачем уступать друг другу свои позиции в Евразии: между ними слишком велики противоречия. Анкара не сможет существовать без тесных отношений с США, НАТО, ЕС и международными финансовыми организациями. На Востоке нет ничего и никого, кто мог бы стать для нее альтернативой Западу. Турецкий шантаж хорошо понят на Западе и на Востоке, и ресурсы этого шантажа исчерпаны. Практически все государства Евразии и Ближнего Востока пытаются избежать однополюсной ориентации и выстроить разнополюсную внешнюю политику.
В современном мире не получается формирования многосоставных союзов, так как государства обычно не стремятся брать на себя чужие проблемы. Имеются два авторитетных, будем называть вещи своими именами, легитимных альянса – НАТО и Европейский Союз, вовсе не заинтересованных в создании «альтернатив» за пределами Евро-Атлантического сообщества.
Изучение отношений между государствами-участниками ОДКБ или ШОС показывает, что это - отношения между партнерами-противниками. Международное положение Турции в будущем будет характеризоваться поиском своего места в международном сообществе, при усиливающейся изоляции и опасении усугубления этой изоляции.
Задачи Азербайджана по обеспечению своей безопасности не менее сложны, чем у Армении. Но нет никаких оснований полагать, что сейчас и, в особенности, в будущем, Азербайджан однозначно не выберет отношения с Россией как приоритетные. Роль США в обеспечении безопасности Азербайджана недооценивается. Американское присутствие в этой стране достаточно основательное и постоянно развивается. При этом не Турция, а США являются реальными гарантами безопасности Азербайджана.
Вместе с тем, если стратегическая перспектива не так страшна, то тактические угрозы представляются более опасными. Возможно, это будет оценено как парадокс, но в этом нет ничего парадоксального, если иметь в виду внутриполитическое положении в Армении. «Русский проект» в 2008 году продемонстрировал, что достаточно армянскому руководству сказать «нет», даже в очень комплиментарной форме, и «русский проект» разваливается на глазах. Теперь в Москве пытаются понять, что делать дальше – продолжать этот антиармянский проект или спустить его на тормозах как обреченную на провал авантюру. То есть, наиболее опасным является текущая политика, которой армянское политическое руководство может поставить страну в смешное положение с полным «пониманием» до конца исполненного долга.
Российское политическое руководство вовлекло своих армянских коллег в сферу личных, панибратских, меркантильных отношений, что весьма удобно для русских политиков и губительно для Армении. Нужно пересмотреть подобные взаимоотношения. Армянские лидеры перенесли свои внутренние подходы и «разборки» в сферу внешней политики и, вследствие этого, оказались в очень неудобном положении осенью 2008 года, когда у них откровенно потребовали отдать Карабах Азербайджану. Ни много, ни мало. Поэтому нужно заниматься политикой, а не надеяться на личные отношения с русскими и иными друзьями. Первым шагом для этого может стать попытка упорядочить и систематизировать политическую информацию. Невозможно продолжать игнорировать политический анализ и политическое проектирование, иначе любые высказывания и заявления ничего не представляющих собой людей и группировок будут казаться сигналами от российской политики, и эта политика будет казаться почти сакральной, не подлежащей обсуждению.
Альтернативой пророссийской ориентации, которой уже давно нет, является иное мышление и солидное, последовательное политическое поведение при обоснованной мотивации. На блатное поведение на международной арене имеют право «паханы» этого мира, а менее значительные участники должны делать вид, что мировая политика – это солидная и авторитетная сфера. Хотя бы вот так, пока рассосется этот кошмар, когда лидеры мировой политики и бизнеса не имеют представления, что будет с экономикой и с миром вообще.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте