Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Решение нерешаемого

Автор: Пресс-папье

Армяно-турецкий диалог, начатый в октябре прошлого года приездом в Ереван президента Турции Абдуллы Гюля, в последнее время заметно интенсифицировался. Более того, сегодня он дошел до своей кульминации. Армянские, турецкие и американские политики и средства массовой информации говорят не только о серьезном прорыве в вопросе нормализации двусторонних отношений, но и о конкретных сроках подписания документа по установлению дипломатических отношений и открытии межгосударственной границы между двумя странами. В этой связи многие называют в качестве «дня Икс» 16 апреля, когда для участия в заседании глав внешнеполитических ведомств стран-членов Организации черноморского экономического сотрудничества Ереване с визитом посетит министр иностранных дел Турции Али Бабаджан.
Известно, что между Арменией и Турцией нет дипломатических отношений и, соответственно, сухопутная граница между ними закрыта. До сих пор между этими странами имеются неразрешенные исторические проблемы.
Ереван и армянская диаспора во многих государствах мира требует от Анкары признания геноцида армян в Османской империи в начале 20 века, во время которого было уничтожено более полутора миллионов человек. К тому же Турция занимает откровенно проазербайджанскую позицию в нагорно-карабахском конфликте.
Официальная Анкара, со своей стороны, выдвигает предварительные условия урегулирования двусторонних отношений: отказ Армении от политики международного признания геноцида, официальное признание существующей межгосударственной границы, а также серьезные уступки по Нагорному Карабаху.
Сегодня в Ереване относительно положительных и отрицательных сторон открытия армяно-турецкой границы ведутся жаркие дискуссии. По мнению политолога Степана Григоряна, положительных сторон много: «Во-первых, после установления дипломатических отношений и открытия армяно-турецкой границы, Армения выйдет из региональной изоляции. А это будет означать, что мы сможет подключиться к региональным энергетическим, в том числе, траспортно-коммуникационным (авто- и железнодорожным) проектам, которые осуществляются Турцией. То есть открытие границы – это для нас качественный переход к развитию. Кроме того, могут быть положительные сдвиги и в торговле. В конце концов, через Турцию у Армении откроется сухопутная связь с европейским рынком, что удешевит перевозки. А это означает, что отдельные наши товары могут стать конкурентоспособными».
Кроме того, открытием границы и установлением дипотношений Армении с Турцией будет положен конец монополии Азербайджана на отношениях с Турцией на Южном Кавказе. Нормализация армяно-турецких отношений может привести и к тому, что Армения с Ираном и Турцией начнет реализацию энергетических, в том числе, газовых, проектов. К этому необходимо добавить и то, что Турция выступила с предложением о создании и реализации «Пакта стабильности на Кавказе», в котором основными участниками, предположительно, будут Армения, Турция, Азербайджан Грузия и Россия. Иными словами, речь идет об углублении турецкого геополитического влияния на Южном Кавказе.
Между тем, в армянских политических кругах широко распространена и противоположная точка зрения. Как полагает политолог Карен Арутюнян, «наиболее правильной моделью взаимоотношений Армении и Турции будет максимальное ограничение экономических и политических контактов до того момента, пока Турция не предпримет конкретные шаги, направленные на решение всего комплекса проблем, составляющих Армянский вопрос, включая признание Геноцида армян».
По словам оппонентов армяно-турецкого сближения, открытая граница – это политический инструмент, венчающий вершину айсберга турецкой антиармянской политики, конечная цель которой остаётся неизменной – уничтожение армянской государственности и армянского народа, воссоединение через территорию Армении с Азербайджаном и последующая экспансия в Среднюю Азию и тюркские регионы России. Экономическая составляющая подобной политики – нанесение максимального урона экономике Армении массированным экспортом дешевой турецкой продукции, подрывающей армянскую экономическую базу.
Однако официальный Ереван – безусловный сторонник нормализации двусторонних отношений. Причем, как не раз отмечал президент Серж Саргсян, «Армения не видит необходимости в наличии какого бы то ни было предусловия в этом вопросе». Судя по всему, на это надеется и основной посредник в армяно-турецком сближении – новая администрация Соединенных Штатов.
Находясь недавно в Стамбуле, президент Обама говорил о необходимости открытия турецко-армянской границы: «Сближение этих стран может оказать поддержку установлению мира и стабильности в регионе в целом, в том числе, решению происходящих здесь процессов». Тем самым Вашингтон посредством улучшения армяно-турецких отношений пытается получить контроль над Арменией, которая по сей день считается полностью пророссийской страной. Ведь при подобном раскладе для последней открывается дорога – как политическая, так и экономическая – на Запад.
Однако, судя по всему, сама Россия также является сторонником нормализации армяно-турецких отношений. При нынешнем геополитическом раскладе сил, когда после успешной прошлогодней войны с Грузией Москва продолжает осуществлять конкретные шаги по расширению своего влияния и вытеснению США и Евросоюз из региона, тактическое сближение с Турцией, тем более, открытие границы последней, ей вполне на руку. Ведь при подобном развитии событий Москва может выиграть не только геополитически, но и экономически. К примеру, «Армянская железная дорога» находится в концессионном управлении «Российских железных дорог». Можно представить, какие многомиллионные финансовые дивиденды получит эта компания, когда начнется осуществление грузоперевозок между Арменией и Турцией. Такой же эффект от открытия границы можно ожидать и в таких сферах армянской экономики, как газовая и энергетика, также находящихся в ведении российских компаний.
Так что Россия отнюдь не против, чтобы армяно-турецкое сближение произошло при ее посредничестве. Со дня на день ожидается визит в Москву премьер-министра Турции Реджепа Таипа Эрдогана. 16-17 апреля в российской столице будет находиться и лидер Азербайджана Ильхам Алиев. Как уже аннонсировалось средствами массовой информации, среди основных тем на их переговорах с президентом Дмитрием Медведевым и премьером Владимиром Путиным будет вопрос урегулирования армяно-турецких отношений.
Баку более чем ревностно воспринимает возможность сближения своего стратегического союзника – Анкары – с Ереваном. По словам заместителя министра иностранных дел Араза Азимова, «принятие решения со стороны Турции об открытии границы с Арменией вне контекста решения карабахской проблемы мы считаем противоречащим национальным интересам Азербайджана, и такое решение не будет одобрено».
Судя по последним высказываниям турецкого руководства, во всяком случае, на уровне заявлений, они согласны с подобным мнением бакинских коллег. Как полагает премьер Эрдоган, «будет очень сложно устранить трудности и непонимание в отношениях между Турцией и Арменией до тех пор, пока не разрешится проблема между Азербайджаном и Арменией».
Таким образом, получается, что Анкара по-прежнему не отказывается от увязки нагорно-карабахской проблемы с вопросом открытия границ. На днях и министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян еще раз напомнил, что «турецко-армянские отношения могут быть нормализованы без предусловий. Мы готовы продолжать диалог с Турцией только в этом случае». В то же время он отметил: «Если Турция продолжит выдвигать предусловия для открытия границ, мы расценим это как конец диалогу». Учитывая заявленные публично позиции сторон, не совсем ясно, что же является тем основанием, на котором будут строиться новые отношения между Турцией и Арменией. Если, конечно, стороны раскрывают все, о чем договорились. Впрочем, в различных СМИ пишут о том, что между ними есть кое-какие договоренности, о которых Ереван и Анкара пока открыто предпочитают не говорить.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте