Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

«Мадридские» принципы: взгляд из Еревана

Автор: Пресс-папье

Июль нынешнего года стал началом новой фазы в многолетнем урегулировании Нагорно-карабахского конфликта. Сначала 10 июля (по окончании саммита «Больший восьмерки» в итальянском городе Аквила) президенты стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху (России, США и Франции) выступили с совместным заявлением. В этом документе Д. Медведев, Б. Обама и Н. Саркози, в частности, отметили: «Мы поручаем нашим посредникам представить президентам Азербайджана и Армении обновленный вариант «мадридского» документа от 29 ноября 2007 года, содержащий последние предложения сопредседателей по формулировкам основных принципов. Мы призываем президентов Азербайджана и Армении устранить несколько остающихся разногласий между ними и завершить согласование этих основных принципов, которые составят план всеобъемлющего урегулирования».
Это заявление сопровождается перечислением базовых принципов урегулирования конфликта, которые, как ожидают посредники, должны быть согласованны и подписанны президентами Армении и Азербайджана до конца нынешнего года.
Согласно документу, размещенному на официальном сайте Белого дома, основными (базовыми) пунктами «мадридских» принципов являются:
- возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана;
- наделение Нагорного Карабаха промежуточным статусом, обеспечение гарантий безопасности и самоуправления;
- открытие коридора между Арменией и Нагорным Карабахом;
- определение в будущем окончательного правового статуса Нагорного Карабаха на основе юридически обязательного волеизъявления;
- обеспечение права всех внутренне перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места их прежнего проживания;
- международные гарантии безопасности, в том числе, операции по поддержанию мира.
Буквально через несколько дней после опубликования базовых пунктов «мадридских» принципов, в Санкт-Петербурге под патронажем Дмитрия Медведева состоялась очередная, шестая за последние 13 месяцев, встреча президентов Армении и Азербайджана.
Естественно, беспрецедентная активизация посредников в переговорном процессе была отмечена в Ереване и Нагорно-Карабахской Республике. Президент Серж Саргсян признал, что его санкт-петербургская встреча с Ильхамом Алиевым «прошла в иной атмосфере, нежели прежние, так как посредники до встречи обнародовали те принципы, вокруг которых ведется обсуждение».
В то же время С. Саргсян ясно высказался и относительно того, что официальный Ереван считает для себя приоритетным в переговорном процессе: «Всем должно уже стать понятно, что главным является вопрос статуса Нагорного Карабаха, который должен определиться путем свободного волеизъявления и иметь обязательную юридическую силу. Когда нам удастся должным образом оформить этот вопрос, переговоры, думаю, станут продвигаться более гладко».
По словам армянского министра иностранных дел Эдварда Налбандяна, в указанных положениях четко говорится о мирном решении, основанном на трех принципах: праве на самоопределение, территориальной целостности, неприменении силы или угрозы силой.
«Это те три принципа, о которых Армения не раз высказывалась в контексте решения вопроса», - отметил глава армянского МИД, напомнив о заявленных Ереваном основополагающих принципах урегулирования азербайджано-карабахского конфликта:
- статус Нагорного Карабаха должен определяться посредством волеизъявления народа, и результаты этого волеизъявления должны иметь абсолютную правовую силу;
- наличие бесперебойной сухопутной связи между Арменией и Нагорным Карабахом;
- наличие международных гарантий безопасности.
Пресс-секретарь Республиканской партии Армении (РПА), депутат Национального собрания Эдуард Шармазанов: «Оглашенные главами стран-сопредседателей МГ ОБСЕ «мадридские» принципы Карабахского урегулирования вытекают из интересов армянской стороны». «Три президента фактически закрепили в своем заявлении независимость Нагорного Карабаха и отметили возможность ее юридической независимости», - считает спикер правящей партии Армении.
Секретарь парламентской фракции еще одного участника правящей коалиции – партии «Процветающая Армения» – Арам Сафарян: «Наша партия считает, что Нагорный Карабах ни в коем случае не может быть в составе Азербайджана, народу НКР должны быть обеспечены международные гарантии безопасности, а между Арменией и Карабахом должна быть сохранена сухопутная связь. В остальных вопросах возможны компромиссы».
Между тем, армянская оппозиция по поводу нынешнего развития событий вокруг Нагорного Карабаха особого энтузиазма не выражает.
10-11 июля в Степанакерте прошел Всеармянский форум, организованный влиятельной Армянской революционной федерацией «Дашнакцутюн» (АРФД) и посвященный урегулированию Карабахского конфликта и армяно-турецким соглашениям. Его участниками «мадридские» принципы были названы неприемлемыми.
В заявлении же самой АРФД говорится, что «попытка стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ навязать нам какие-то решения в вопросе Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха – ПП) угрожает нашей национальной безопасности, а Азербайджан, в свою очередь, выступает исключительно с позиций силы, игнорируя право народа Арцаха на самоопределение». АРФД предполагает, что президент Армении не подпишет никакого документа по Нагорному Карабаху, «народ которого уже двумя референдумами выразил свою волю, и примет необходимые меры для привлечения Арцаха в переговорный процесс в качестве полноправной стороны».
Экс-министр иностранных дел Армении, член оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) Александр Арзуманян: «Для Армении неприемлемы разработанные сторонами мадридские принципы, поскольку ни в одном из них не представлено четких инструкций к действиям по урегулированию конфликта, а лишь декларативно указываются направления. По этой же причине эти принципы неприемлемы и азербайджанской стороны». Политик также отметил, что АНК считает «мадридские» принципы «недопустимым» и будет добиваться того, чтобы они не были реализованы.
Интересен взгляд А. Арзуманяна на сами переговоры по урегулированию. В частности, один из лидеров армянской оппозиции считает, что они ведутся не Арменией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом, а непосредственно странами-посредниками в лице России, США и Франции, преследующими исключительно свои интересы в данном вопросе.

Сами карабахцы также настаивают на том, что без участия НКР говорить об урегулировании конфликта бессмысленно. «Реальный прогресс на переговорах возможен лишь при полноценном участии НКР на всех этапах переговорного процесса. Любое соглашение, затрагивающее интересы, судьбу и будущее Нагорно-Карабахской Республики, не может приниматься без участия ее народа и руководства, которое несет первоочередную ответственность за его судьбу», - отмечается в заявлении МИД НКР.
Командующий Армией обороны НКР Мовсес Акопян заявляет о том, что «пока Нагорный Карабах не станет стороной переговоров, обсуждать какие-либо вопросы об уступках невозможно».
Весьма жёсткое заявление по данному вопросу по итогам своего чрезвычайного форума приняли неправительственные организации Нагорного Карабаха. В нём, в частности, говорится:
«Мы считаем, что переговорный процесс по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта без участия представителей НКР доказал свою полную несостоятельность, в связи с чем призываем посредников и участников переговорного процесса закончить этот политический фарс и, приняв за основу разрешения азербайджано-карабахских отношений реальную ситуацию, радикально пересмотрев существующий формат и базовые принципы переговоров, заняться, наконец, реальным миротворчеством, а не развязыванием очередного витка конфликта»...
Надо сказать, что руководство НКР, безусловно, находящееся под ощутимым влиянием официального Еревана, в нынешней ситуации оказалось в довольно непростом положении. Однако данное обстоятельство, как считают некоторые ереванские эксперты, отнюдь не будет определяющим, если в переговорном процессе по урегулированию Нагорно-карабахского конфликта представители Армении пойдут на шаги, которые, в понимании Степанакерта, повлекут за собой серьёзные уступки Азербайджану. Ряд экспертов даже считает, что руководство непризнанной Нагорно-Карабахской Республики не собирается выполнять решения, достигнутые по итогам переговоров между Ереваном и Баку, в которых оно не участвовало. Таким образом, официальный Степанакерт фактически ставит под сомнение мандат Сержа Саргсяна на проведение переговоров от имени НКР, хотя в течение последних 11 лет он карабахским руководством под сомнение ни разу не ставился. Здесь следует добавить и то, что от президента НКР Бако Саакяна лишить президента РА права вести переговоры от имени Степанакерта потребовала оппозиция в лице Армянского национального конгресса.

25-26 июля сопредседатели Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков (Россия), Мэтью Брайза (США) и Бернар Фасье (Франция) встретились в польском городе Кракове, где они работали над новым вариантом «мадридских» принципов урегулирования Карабахского конфликта. Этот документ после дополнительной обработки будет представлен Армении и Азербайджану. Согласно заявлению сопредседателей, в сентябре этого года они вновь посетят регион конфликта.
Подводя итоги «конструктивных, но безрезультатных» переговоров последнего времени, в армянской политической элите все чаще высказывается мысль о том, что позиции Москвы и Баку по вопросу урегулирования конфликта сблизились и они явно не в пользу армянской стороны. В частности, учитывая зондирование возможности введения в зону конфликта в качестве миротворческих подразделений войск ОДКБ делаются предположения о том, что Россия «продавливает» на переговорах именно этот вариант. Очевидно, что в случае отвода армянских подразделений из пяти районов зоны безопасности, ведения миротворцев ОДКБ и, вообще, в случае достижения прогресса в урегулировании Карабахского конфликта, Москва получит транзит в Армению через территорию Турции и Азербайджана. Таким образом, она, отчасти, блокирует Грузию, лишая ее большей части транзита в Армению и обратно.
Mожно констатировать, что Карабахское урегулирование находится на том этапе, когда слово остается за сторонами конфликта. Если одна из них не согласится принять обновленные положения «мадридских» принципов, то переговоры могут быть торпедированы. В Ереване и Степанакерте не исключают, что Баку может пойти именно по этому пути. Эти подозрения основываются на убеждении в том, что основной проблемой и причиной Карабахского конфликта является отсутствие международно закрепленного правового статуса Нагорного Карабаха. В предложениях же посредников речь идет о том, что в будущем он должен определяться самими карабахцами «на основе юридически обязательного волеизъявления», что означает фактическое закрепление независимости НКР. Вполне вероятно, что азербайджанское руководство не согласится на подобную перспективу. Другой вопрос – в этой ситуации оно окажется под мощным давлением со стороны России, США и Франции.
В любом случае, нынешняя активизация международного посредничества связана с желанием Москвы и Вашингтона добиться совместного результата – если не в окончательном урегулировании конфликта, то хотя бы в подписании рамочного документа, который будет означать начало этого процесса. Тем самым Россия и Вашингтон, хотя бы формально, покажут всему мира, что «перезагрузка» в их отношениях приносит конкретные результаты.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте