Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Москва требует предоставить ей право на проведение миротворческих операций под эгидой ООН

Автор: Ия Абулашвили

Организация коллективной безопасности стран-членов СНГ (очевидно, имеется в виду ОДКБ – ПП) предложила ООН подписать меморандум о сотрудничестве. Согласно меморандуму, эта созданная Москвой структура получит право на проведение превентивных военных операций в разных регионах мира.
В Москве практически не скрывают, что в случае оформления этого меморандума, организация коллективной безопасности СНГ получит такой же статус, как и НАТО. Североатлантический альянс такой меморандум с ООН подписал в 2008 году, что стало причиной недовольства России.
В соглашение о коллективной безопасности входят 7 стран-членов СНГ – Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.
Грузинские эксперты считают, что оформление такого меморандума маловероятно. Хотя они думают, что, если Москва сможет протащить такое решение, гипотетически это может отразиться и на оккупированных территориях Грузии, поскольку, если в ближайшем будущем встанет вопрос размещения миротворческих сил в Абхазии и Южной Осетии, на основе этого меморандума Москва потребует привлечь к проведению данной операции организацию коллективной безопасности СНГ.
По мнению эксперта Арчила Гегешидзе, желание упомянутой организации подписать такой меморандум вполне понятно, но маловероятно, чтобы такой документ был оформлен. По эксперта словам, теоретически это требование может быть удовлетворено и меморандум оформят, но с учетом того, что произошло в августе 2008 года и нашло свое отражение в заключении «комиссии Тальявини», эта идея не имеет перспективы. Россия не смогла справиться с ролью медиатора, она потеряла репутацию миротворца в конфликтных зонах, а доверие к ней заметно снизилось.
«Исключать ничего нельзя. Возможно, ООН и не будет решать этот вопрос и его рассмотрят в другом формате, например, в ходе диалога между США и Россией. Не исключено, что в решении данного вопроса Россия попросит поддержки на уровне президентов. В огромной повестке дня переговоров между крупными государствами всегда бывают темы для торга.
После августовской войны Россия фактически оказалась в изоляции. Даже страны-участницы организации коллективной безопасности не поддержали ее в вопросе признания независимости Абхазии и Южной Осетии. А ведь одна из главных целей внешней политики России – легитимация оккупированных территорий. Поэтому, поскольку Москва находится в изоляции, любое решение, которое избавит ее от такого положения, для нее жизненно важно. Россия добивается, чтобы в мире считали, что на постсоветском пространстве от нее еще кое-что зависит, но на ее глазах даже СНГ разваливается…
Кстати, Содружество независимых государств тоже имело проблему официального признания и с данной точки зрения эта организация тоже не является совершенной и до конца признанной со стороны ООН. Тот факт, что на недавно прошедшую встречу лидеров СНГ из 14 стран приехали руководители лишь 4-5 государств, еще раз указывает на слабость этой организации. Поэтому весь акцент переносится на организацию соглашения о коллективной безопасности.
Не исключено, что Москва этот вопрос поставит в режим двустороннего диалога со странами Запада, например, с Францией, Германией и США», - заявил Арчил Гегешидзе.
Политолог Василий Чкоидзе усилия России, направленные на самоутверждение в качестве игрока в борьбе против глобальных угроз наравне с НАТО, называет беспомощными.
«После августовской войны 2008 года репутация России пострадала, а выход Грузии из СНГ создал в этой организации центробежные тенденции. Именно августовские события встревожили страны-члены СНГ, которые увидели, что Россия может вовлечь их в любую военную авантюру, если они будут молча выполнять волю Москвы. Поэтому многие из них относятся к российским инициативам с подозрением.
Москва пытается сплотить страны СНГ, которые не осмеливаются выйти из ненужной им и опасной организации. С другой стороны, Россия пытается показать Западу, что она сохраняет доминантное положение на пространстве Содружества, и только под ее руководством возможно сотрудничество со странами-членами СНГ в таких сферах, как борьба с международным терроризмом и глобальная безопасность.
Также существование сил коллективной безопасности кремлевская пропаганда использует для внутреннего потребления. Она внушает своим гражданам, что существуют НАТО и не менее влиятельная военная организация, которая консолидирована вокруг России.
Конечно, сопоставление этой организации с НАТО абсурдно, но такая пропаганда, все же оказывает влияние на определенные слои российского общества. Именно этим можно объяснить инициативу Москвы, которая представляет собой беспомощную попытку самоутверждения России, как игрока в борьбе с глобальными угрозами наравне с НАТО. Конечно, ни ООН, ни Совет безопасности этой организации не допустят, чтобы Россия, которая сама стала источником этих угроз после многолетнего сотрудничества с Ираном, Северной Кореей, Сирией и другими одиозными режимами, стала альтернативой НАТО, ОБСЕ или другим структурам международной безопасности.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте