Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

США, Россия и ЕС заинтересованы в разблокировании Южного Кавказа

Автор: Пресс-папье

Подписание в прошлом месяце в швейцарском Цюрихе армяно-турецких протоколов об установлении дипломатических отношений и о развитии двусторонних отношений стало одним из главных событий мировой дипломатии последнего времени.
Свидетельством тому является присутствие на церемонии подписания руководителей внешнеполитических ведомств России, США и Франции, а также Верховного представителя Европейского Союза по внешней политике и политике безопасности Хавьера Соланы. Все они высоко оценили начало процесса примирения между Ереваном и Анкарой. В частности, российский министр иностранных дел заявил, что подписание протоколов – это первый шаг на пути к нормализации отношений: «Оздоровление отношений между двумя соседними государствами приведет к оживлению торгово-экономических контактов, позитивно отразится на социально-экономическом положении и в Армении, и в Турции… Российская Федерация готова поддерживать этот процесс через дальнейшую реализацию проектов сотрудничества с Арменией и Турцией, в первую очередь, в электроэнергетической и транспортно-коммуникационной сферах. Российская компания ОАО «Интер ЕЭС» участвует в поставках электроэнергии из Армении в Турцию. ОАО «Российские железные дороги» готово обеспечить налаживание и функционирование бесперебойного железнодорожного сообщения между двумя странами через пограничный переход Догукапы-Ахурян. Есть и другие многообещающие проекты, которые позитивно скажутся на повседневной жизни людей».
Тем самым Москва объявила о своей серьёзной заинтересованности в деблокаде армяно-турецкой границы в контексте своих геоэкономических интересов в регионе Южного Кавказа. На это обстоятельство обращает внимание заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян: «Естественно, Россия ориентируется именно на укрепление своих позиций в регионе. Она заинтересована в разблокировании армяно-турецкой границы, исходя из, как геополитических, так и экономических интересов. Это, в частности, эксплуатация нового транзитного коридора с восстановлением железнодорожного сообщения между Арменией и Турцией и энергетические проекты с прямым участием российских компаний».
О российско-турецком сближении на основе совместных энергетических проектов говорит и директор Института гражданского общества и регионального развития Агавни Караханян: «Думается, перезагрузка региональных форматов может вызвать к жизни появление и осуществление новых энергетических проектов. В частности, весьма реальными видятся перспективы, на первый взгляд, «конфликтующего» с проектом «Nabucco» «Южного потока», договоренность о начале экологической экспертизы которого уже достигнута между Россией и Турцией, которая уже добилась продления на 20 лет своего контракта на закупку российского газа.
Кроме того, сейчас Анкарой при активном участии России лоббируется строительство нефтепровода Самсун-Джейхан, который наряду с имеющимся нефтепроводом Баку-Джейхан должен превратить этот район в региональный узел нефтяных коммуникаций.
Помимо этого, уже наблюдается, а в дальнейшем еще более активизируется выход российского капитала, в частности, компаний «Лукойл» и «Газпром» на энергетический рынок Турции».
Какова ни была роль Соединённых Штатов в продвижении переговоров по армяно-турецкому примирению – а она весьма существенна – оно было бы невозможно без однозначной поддержки этого процесса со стороны России.
Российские пограничники контролируют армяно-турецкую границу, в Гюмри дислоцирована российская военная база, по существу, все транспортные и энергетические инфраструктуры Армении принадлежат Москве. В данном контексте, по мнению аналитика Армена Ханбабяна, «выгоды Запада от изменения ситуации в регионе гипотетичны, выгода России – очевидна и вполне конкретна. Представляется, что уже через год Грузия начнёт терять статус основной транзитной страны региона. Поддерживаемый Россией процесс политической и экономической маргинализации этой страны ускориться. Между тем, основным транзитным коридором Южного Кавказа постепенно будет становится Армения, а на деле – та же Россия».
«Грузинский след» в урегулировании армяно-турецких отношений очевиден. Одним из реальных итогов российско-грузинской войны августа прошлого года стали усиление позиций Москвы на Южном Кавказе и серьёзные шаги Турции по углублению своего влияния, в частности, через инициирование Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе.
В течение всего последнего года высшее российское руководство имело многочисленные контакты с турецкими коллегами, в ходе которых каждый раз стороны обсуждали и армяно-турецких отношений. Очевидно, что эти страны готовятся к ситуации, когда в случае открытия армяно-турецкой границы существенно снизится коммуникационная роль Грузии как главного транзитёра, и транспортная связь между Россией и Арменией будет проходить уже не через эту проблемную страну, а по Чёрному морю и Турции. Речь идёт не только о грузах гражданского назначения, но и, по всей видимости, о транспортировке военных грузов для российской базы в Армении. Более года назад на подобный транзит через грузинскую территорию Тбилиси ввел полный запрет.
В то же время, при нормализации армяно-турецких отношений и тем более при открытии сухопутной границы, имея в виду возможность непосредственного воздействия Запада и, в частности США, на Армению, геополитический расклад на Южном Кавказе станет принципиально иным, нежели до этого. По мнению председателя Союза политологов Армении Амаяка Оганесяна, «это будет иметь далеко идущие последствия для всего региона. Геополитическая ситуация кардинально изменится, Армения станет очень серьезным игроком». По его словам, из Москвы на Армению нельзя будет взирать как на страну, обреченную на вечный союз лишь с Россией. В Москве должны внимательно следить за процессами формирования и эволюции партийной, политической элиты Армении, какой она будет в перспективе. По выражению политолога, это станет серьезной головной болью для Москвы. Как он считает, если Россия вплотную не будет заниматься этим вопросом, то она потеряет Южный Кавказ. «У Армении появляется выбор, она уже не в кармане у России и не форпост, защищающий ее интересы, и с этой ситуацией придется считаться».
Между тем политолог Армен Геворкян полагает, что по Южному Кавказу существуют американо-российские договоренности, которые направлены на геополитическое сотрудничество: «После августовской войны Россия стала гораздо сговорчивее, согласившись на диалог с Вашингтоном. Как представляется, речь идет о комплексном разблокировании региона совместными усилиями и без затрагивания тематики Абхазии и Южной Осетии и проведения параллелей с Косово. Открытие армяно-турецкой границы само по себе бессмысленно, если движение товаров будет стопориться на грузино-российской или армяно-азербайджанской границе. По всей видимости, нормализация отношений Армении и Турции, а также срыв с мертвой точки карабахского процесса — это детали общего плана по комплексному разблокированию Южного Кавказа».
Очевидно, именно это обстоятельство имеет в виду армянский замминистр Шаварш Кочарян, когда отмечает, что «это тот редкий случай, когда интересы сверхдержав совпадают. Не часто бывает, когда США, Россия и ЕС заинтересованы в одном и том же процессе. Без их посреднических усилий сдвинуть процесс с мертвой точки было бы труднее. Эти усилия необходимы и в обозримом будущем. Сейчас силовые центры играют не по принципу «за счет кого-то», а по принципу взаимодополнения, и, я надеюсь, что подобная политика продолжится и впредь».

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте