Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Quo vadis, ОДКБ? (за 13.08.2010)

Автор: Раффи Ованнисян, первый министр иностранных дел Республики Армения, лидер оппозиционной парламентской партии «Наследие»

Вторая годовщина российско-грузинского «блицкрига» выявила подводные геополитические течения в регионе (Южного Кавказа – ПП), находящемся между тремя морями. Стержневая позиция Армении, в силу исторических обстоятельств лишенной выхода к Каспийскому, Черному и Средиземному морям, оказалась в кольце стратегического беспорядка.
Опасность, присущая уже очевидному для всех откровенно нечестному отношению к Армении со стороны Турции, вызовы, рожденные переходом Азербайджана от угроз развязывания войны к июньской диверсии, повлекшей жертвы с обеих сторон, а также общая эскалация напряженности на Кавказе сплелись воедино, обозначив этот обширный регион как пояс, подверженный угрозе углубляющейся нестабильности.
На фоне подобной, имеющей системный характер нестабильности, Армения сегодня оказалась лицом к лицу с опасным симбиозом внешних интересов и внутренних изъянов. Пока «стратегические» взаимоотношения Еревана и Москвы продолжают служить основой для мира и безопасности в регионе, армяно-русские объятия носят неоправданно односторонний характер.
Асимметрия русско-армянских отношений особенно ясно проявляется в недостатке равноправного сотрудничества, основанного на взаимном уважении. В конце концов, предоставление Арменией права на размещение на своей территории единственной российской военной базы в регионе – не простой акт дружелюбия, который должен основываться на совместном признании взаимных интересов. Более того, российская военная база в Армении является единственной среди подобных объектов вне территории России, за размещение которой принимающая страна не получает ни арендной платы, ни компенсации за текущие расходы. Армения оплачивает все ее расходы и счета. Подобный заклад национальной безопасности Армении неприемлем и требует немедленного исправления.
Для того чтобы в будущем армяно-российское партнерство стало стратегическим без кавычек, оно должно стать искренним, действительно двусторонним и основанным на взаимном уважении, несмотря на различие в размерах и опыте этих двух государств. Наглядным примером этого является недавно просочившаяся информация в российской прессе, с опозданием получившая свое подтверждение со стороны официального Еревана, о том, что две страны – либо на двусторонней основе, либо под эгидой Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – намерены продлить договор о предоставлении территории (Армении – ПП) для российской военной базы до 49 лет (соответствующий документ будет подписан 19-22 августа во время государственного визита в Армению президента России Дмитрия Медведева – ПП).
Помимо того, что это положение договора затрагивает (национальное) достоинство, ибо бросает вызов суверенитету Армении, независимости ее внешней политики и жизненным национальным интересам, оно также попирает неограниченный потенциал истинно стратегического партнерства между нами. Сказанное подтверждается тем фактом, что существующее основное соглашение не истекает до 2020 года, а при необходимости может быть продлено со дня истечения срока на пять или даже десять лет.
Другой источник для беспокойства – военное взаимопонимание и торг между Кремлем и Анкарой, которая оккупировала исторические армянские земли, осуществляет сегодня блокаду Республики Армения, что само по себе является военным актом. Турция продолжает отрекаться и уклоняться от ответственности за геноцид и лишение армян Родины, содеянные в 1915 году.
Наиболее свежий пример для возмущения (Арменией – ПП) является военная поддержка Москвой Азербайджана, который, проиграв в развязанной им же войне против Нагорного Карабаха и Армении, сегодня угрожает возобновлением военных действий, сохраняя оккупацию исконно армянских Шаумяна, Геташена, Арцвашена, Нахиджевана и т.д., и продолжает безнаказанно уничтожать и осквернять армянское историческое наследие в Джуге и других местах.
В этой связи, если Россия действительно, как уже сообщалось, осуществит сделку по продаже агрессивному, воинственному и ревизионистскому режиму Азербайджана противовоздушной системы С-300 или эквивалентного ей другого вооружения, то Армения должна незамедлительно выйти из ОДКБ, единственным членом которого она является в этом регионе, или, как минимум, потребовать полноценную рыночную арендную плату за российскую военную базу, в том числе, в качестве оплаты за электроэнергию, воду и другие соответствующие услуги.
И наконец, достижение истинного партнерства между Россией и Арменией и между Россией и Западом непременно повлечет за собой действенное применение не только местного, но и международного принципа верховенства закона – признание Нагорно-Карабахской Республики в ее конституционных границах, а также Косово и Абхазии. Все, находящееся вне этого – предвзятая политика, мелочная политическая игра, лицемерие sui generis, которые кое для кого и в какие-то моменты могут быть весьма удобными, но в глубинной своей сути вступают в противоречие с целями мира, безопасности, справедливости и демократических ценностей этого зажатого между морями критически важного участка суши.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте