Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Границы «комплементаризма»

Автор: Вардан Григорян

(…)
Теперь, когда на Южном Кавказе снижается политическая активность США и Запада в целом, Россия, твердо опираясь на Армению, пытается медленно «перетянуть на свою сторону» Азербайджан. Подобный расчет требует укрепления военного присутствия РФ в Армении в сочетании с расширением ее экономико-политического и военно-технического сотрудничества с Азербайджаном. Тем самым, между двумя соперниками возникает конкуренция в вопросе их «пророссийскости».
Именно по этой причине накануне визита президента Д. Медведева в Армению в своем интервью Общественному телевидению министр иностранных дел С. Лавров не опроверг и не подтвердил вероятность продажи российских ракет C-300 Азербайджану. Более того, углубив военно-техническое сотрудничество с Арменией и, тем самым, отведя угрозу войны, Россия дала понять Азербайджану, что у того нет ни единого шанса на военный реванш (в вопросе Нагорного Карабаха – ПП), поэтому он должен встать на колени и просить вернуть ему хотя бы территории, сопредельные с Карабахом. Для этого было дано время – до визита Д. Медведева в Азербайджан (в сентябре – ПП). Однако Баку поторопился и посредством договора, заключенного с Турцией 16 августа, вновь «показал свои рога».
Возникает вопрос: может ли углубление российско-турецких отношений содействовать укреплению проазербайджанского политического вектора Москвы в вопросе Карабаха? Может, если Анкара «отпустит» Азербайджан и он станет полноценным членом Договора о коллективной безопасности. Однако Турция не только «не отпускает» младшего брата, но и выражает готовность защитить от армяно-российского военно-политического союза.
Это свидетельствует о том, что как Армения, во время своего недавнего диалога с Турцией, так и Азербайджан – во взаимоотношениях с Россией, выступают под «патронажем» другой страны. То есть, Турция сама контролирует пророссийский «любовный роман» Азербайджана, рассматривая его как средство для укрепления своего южно-кавказского опорного пункта. Следовательно, этот российско-азербайджанский роман превращается в трехстороннюю российско-турецко-азербайджанскую пьесу, в которой Москва тщетно пытается ухватить азербайджанскую марионетку, висящую на турецких нитках.
В подобной ситуации Армения должна вести, по возможности, сдержанную и уравновешенную политику. Пока Армения и Азербайджан – де-юре независимые государства, а Турция и Россия – их «самые заинтересованные соседи», попытки Москвы идти на уступки Баку за счет интересов Еревана укрепляют позиции Турции, которая в условиях снижения активности американцев объективно становится основным соперником России на Южном Кавказе.
В подобных условиях попытки Москвы вовлечь Азербайджан в разнообразные программы и проекты в качестве элемента стратегической игры могут только обеспечить сохранение существующего статус-кво в регионе. Следовательно, в условиях увеличения там политической активности Турции, «комплементарная» политика России в отношениях с Арменией и Азербайджаном не имеет какой-либо серьезной перспективы. Это – долговременная стратегия сохранения мира, которая помещается в общем контексте российско-турецкого сотрудничества и соперничества.
(…)

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте