Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

ОДКБ необходимы серьезные изменения

Автор: Овик Афян

Россию, Казахстан, Белоруссию, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию и Армению объединяет не только совместное советское прошлое, не только членство в СНГ, но и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), созданная по российской инициативе. Она, в первую очередь, осуществляет политику российской направленности, углубление влияния Москвы хотя бы на эти страны бывшего советского региона. Важной особенностью ОДКБ, а для нас, пожалуй, и главной, является то, что, согласно п. 4 Устава организации, «Страны-члены ОДКБ могут оказывать помощь каждой стране-члену организации, в отношении которой будет осуществлена военная агрессия, которая будет подвергнута достигающего огромных размеров природному бедствию».
Попытаемся понять, кто есть наши союзники, которые могут «оказать нам также военную помощь», если возникнет такая необходимость.
Во-первых, заметим, что семь стран ОДКБ больше характеризуют разногласия, чем союзнические отношения. Москва и Белоруссия еще не забыли «молочный скандал», обещания Лукашенко, некоторые споры относительно газа. Тот же Минск «не так уж доверяет» новому руководству Киргизии в лице новоизбранного президента Розы Отунбаевой. Белоруссия, напомним, предоставила политическое убежище «свергнутому» киргизскому президенту Курбанбеку Бакиеву.
С другой стороны, только перед ереванским неофициальным саммитом, после состоявшейся в Сочи встречи на президентском уровне Россия-Афганистан-Пакистан-Таджикистан, смягчились разногласия в отношениях Москва-Душанбе. Но они, по большому счету, пока сохраняются.
На «Среднеазиатском фронте» отношения также не блестящие. Казахстан и Узбекистан ведут борьбу за приоритетное влияние в регионе и «успевают» также «притеснить» в энергетических вопросах Киргизию. Когда в политических войнах Бишкек не получил никакой помощи от среднеазиатских соседей, сельскохозяйственные товары этой страны, которые всегда широко реализовывались на том же среднеазиатском рынке, потребителей больше не нашли. Именно киргизский инцидент, можно быть уверенным, свидетельствует о нерезультативном сотрудничестве не только среднеазиатского региона, но и всей ОДКБ. Организация, союзники необходимую помощь Бишкеку не отправили. Иначе говоря, они могли, но не выполнили договорные обязательства. Следовательно, возникает логический вопрос: а для чего создана организация?
Но нас, армян, больше всего интересует другой вопрос: а чем мы должны обосновать наши требования оказания нам помощи со стороны ОДКБ в случае наступления «возможных последствий»? Киргизия же, в конечном итоге, никакой серьезной помощи не получила… И что еще важнее, не получила незамедлительной помощи.
(…)
В ходе пресс-конференции после ереванского неофициального саммита ОДКБ президенты Саргсян и Медведев сочли необходимым внести определенные изменения в устав организации. Серж Саргсян, в частности, подчеркнул, что «в ходе саммита были обсуждены вопросы, связанные с разработкой антикризисных механизмов». Президент России, в свою очередь, отметил: «Необходимо извлечь уроки из событий Киргизии. Мы обсудили те шаги, которые будут способствовать улучшению ситуации в стране. Проблем много. В устав предстоящего в декабре этого года в Москве саммита ОДКБ мы решили внести изменения, чтобы организация могла более результативно влиять на кризисные ситуации. В этом плане мы учтем опыт НАТО и Евросоюза». А пока эти изменения еще не внесены, пока имеются серьезные разногласия между союзниками, ОДКБ остается просто «смирительной рубашкой для возобновления ряда замороженных в регионе конфликтов», что является сегодня единственным преимуществом организации, называемой «военно-политической».

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте