Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Иран – пробный шар для России

Автор: Муса Абдаллахи

Многие исследователи считали, что после того, как 21 августа 2010 года Бушерская АЭС в присутствии президента Организации по атомной энергии Ирана Али Акбара Салехи и главы «Росатомстроя» Сергея Кириенко официально была запущена, давление на Иран со стороны Запада уменьшится. Но после запуска станции западные страны продолжили вести по отношению к иранской ядерной программе прежнюю политику и даже не опровергли предположение о вероятном использовании там военных технологий.
В качестве примера можно привести недавнее заявление министра обороны США Роберта Гейтса. Он во время интервью российскому «Интерфаксу» снова назвал иранскую ядерную программу проблемой и заявил о готовности США использовать все методы, в том числе, и военные для решения этой проблемы.
Принимая во внимание то, что Россия считается основным ядерным партнером Ирана, можно понять, что иранская ядерная программа во внешней политике РФ занимает значительное место. Это политика, которая в последнее время под влиянием игры в «кошки-мышки» приняла новые формы.
Сегодня необходимо оценить, какое влияние иранская ядерная программа имела на российскую позицию в мире и на роль России в обеспечении стабильности и безопасности на Ближнем и Среднем Востоке, учитывая постоянное вмешательство в развитие событий на этом регионе внешних сил.
(…)
Необходимо отметить, что отношения Тегеран-Москва для мира и безопасности Евразии имеют огромное значение. Это отношения, которые не лишены проблем. Однако сложности, существующие в ирано-русских отношениях, не являются просто результатом сегодняшних событий, а имеют исторические корни.
Рассмотрение ирано-русских отношений в течение последние нескольких лет доказывает, что для достижения необходимого их уровня, на котором в ровной степени будут удовлетворены нужды обеих стран, наши государства должны еще пройти долгий путь. Согласно мнению большинства исследователей, Россия в отношении Ирана ведет двуличную политику, которая стала причиной возникновения некоего недоверия со стороны иранцев. Согласие РФ на введение новых санкций против Тегерана, отказ от передачи ему ракетных систем С-300, согласие Москвы на установку американских противоракетных систем на территории Восточной Европы (под предлогом противостояния иранской и северно-корейской опасности) являются примерами сотрудничества России с Западом по вопросу иранской ядерной программы.
С другой стороны, отказ РФ от сотрудничества с западными странами в вопросе осуществления жестких запретов в отношении Ирана, подписание «дорожной карты» сотрудничестве в сфере энергетики с Тегераном можно считать шагами Москвы в направлении улучшения своих контактов с ИРИ, которая является влиятельной страной в регионе.
Наверно, для российской дипломатии Иран можно считать пробным шаром. «Военная доктрина» РФ, которая была опубликована в 2000 году, свидетельствовала об основательном и сильном изменении российской политики в отношении Запада. Согласно ей, в основе российской внешней политики лежит стремление защитить свои национальные интересы – обеспечить безопасность страны, сохранить и усилить ее территориальную целостность, устойчивое место на международной арене, которое будет соответствовать целям России как сильного государства. В этом документе подчеркнуто несогласие РФ с созданием однополюсного мира, в котором США будет играть главную роль. Москва в этом документе подчеркивает свое стремление к сохранению нескольких политических полюсов в мире.
Однако многие специалисты считают, что Россия неверна своей доктрине внешней политики, которая подчеркивает важность создания в мире нескольких политических полюсов. В частности, постоянное изменение политики Москвы в отношении других стран стало причиной того, что многие начали воспринимать ее, как ненадежного партнера. Продолжительные переносы даты окончания (строительства) АЭС в Бушере, отказ от передачи ракетных систем С-300, согласие РФ на введение санкций в отношении Ирана являются примерами такой противоречивой политики России.
Существует и ряд других негативных факторов, под воздействием которых находятся ирано-русские отношения. Некоторые из них абсолютно противоречат национальным интересам Ирана. В качестве примера можно привести соглашение о военном сотрудничестве с Израилем, который Россия заключила 6 сентября.
(…)
Учитывая все эти моменты, остается следить за тем, как Москва будет вести себя в будущем – будет ли она проводить самостоятельную политику или же будет вести себя по отношению к ядерной программе Ирана также как западные страны. Этот выбор России будет иметь огромное воздействие на будущее региона, поскольку близость РФ к Западу увеличит дистанцию между Тегераном и Москвой, что, в свою очередь, создаст хорошие условия для усиления американского влияния в этом стратегически важном регионе.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте