Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

«Спасательная» помощь

Автор: Пресс-папье

До конца 2010 года Киргизии потребуется внешняя помощь в размере 670 млн. долларов. По словам первого вице-премьера Амангельды Муралиева, 330 млн. из них пойдет на поддержку госбюджета, еще 340 млн. должно быть направлено на поддержку других государственных программ, включая финансирование такой стратегической отрасли как энергетика.
Требуемый объем внешней финансовой помощи фактический должен перекрыть дефицит госбюджета, который в нынешнем году, согласно официальным расчетам, составит около 22 млрд. сомов. Подобного экономического коллапса ранее страна не переживала. По прогнозам экономистов, без получения необходимого объема финансовых вливаний извне правительство не сможет выполнять свои обязательства, прежде всего, связанные с выплатами зарплат бюджетникам, пенсий, социальных пособий и т.д. Государству также нужны средства на импорт ГСМ, угля и газа для прохождения предстоящего зимнего периода. Пока готовность к зиме не дотягивает и до 50 процентов, а на дворе уже ударили жестокие морозы.
Также чтобы не допустить резких цен на хлебобулочные изделия, Киргизия вынуждена импортировать в нынешнем году около 40 процентов пшеницы. При этом цены на муку в республике уже повысились в два раза.
Социально-экономическое положение усугубляет резкий спад в местной экономике. Особенно, это коснулось сферы торговли. Падение торгового оборота на крупнейших рынках страны за 8 месяцев текущего года составил около 80 процентов. Убытки предпринимателей превысили 1 млрд. долларов. В сфере рыночной торговли в Киргизии занято примерно 500 тыс. человек. Из-за увеличения таможенных тарифов на китайский реэкспорт, основные оптовые покупатели этой продукции из Казахстана и России перестали осуществлять ее закупку на рынках Киргизии.
Из-за нестабильной политической обстановки в стране примерно на 60 процентов сократились поступления и от еще одной стратегической отрасли – туризма.
Самым стабильным источником финансирования являются так называемые «конвертные инвестиции» – поступления от трудовых мигрантов. По данным Нацбанка КР, в текущем году работающие в России и Казахстане киргизские граждане должны прислать в республику примерно 1,2 млрд. долларов. Примерно 70 процентов от этой суммы составляют переводы из РФ.
Между тем, ведущие киргизстанские экономисты полагают, что из запрашиваемых внешних средств, республике удастся реально получить до конца года, в лучшем случае, 250 млн. млн. долларов. Эти деньги должны поступить от западных кредиторов в лице США, Всемирного банка, Международного валютного фонда, Европейского союза. В июле на международной конференции в Бишкеке западные доноры обещали 600 млн., но только после того, как пройдут переговоры с новым правительством. Повторная конференция доноров, которая должна была состояться в августе в Алматы, была перенесена сначала на ноябрь, а затем на начало следующего года.
В ходе своего визита в США, состоявшегося накануне парламентских выборов, президент КР Роза Отунбаева провела переговоры с ведущими международными финансовыми организациями. Тогда вновь были даны обещания о выделении внешней помощи, особенно, южным регионам. Однако, как когда-то выразилась глава киргизского государства, «доноры дали обещания, но не дали чеков».
По мнению экспертов, вопросы финансовой помощи связаны, в том, числе с выполнением определенных условий. Одно из них было выполнено – международная комиссия по исследованию июньских событий на юге уже приступила к работе в Киргизии. Однако до сих пор не до конца прояснен вопрос о деятельности в республике миссии полицейских ОБСЕ. В экспертных кругах полагают, что западные финансовые заимствования во многом определяются выполнением Бишкеком условий по началу работы данной миссии. Учитывая, что возможность присутствия зарубежных полицейских вызвали в местном обществе большой общественный резонанс, вероятней всего, Роза Отунбаева намерена согласовать этот вопрос с парламентскими фракциями.
Пока же есть определенные сомнения и в вопросе выделения Киргизии даже упомянутых 250 млн. долл. Так, по лини правительства США речь шла о предоставлении гранта в размере 45 млн., еще примерно 80 млн. должны быть предоставлены в виде займов по линии Всемирного банка и Международного валютного фонда – на поддержку бюджета и национальной валюты. Но подобные объемы финансовой помощи и так выделялись Киргизии на ежегодной основе.
«Для получения займов и грантов правительство Киргизии должно обязательно предоставить странам-донорам соответствующие проекты и технические задания. Но у действующего правительства, учитывая его временный статус, конкретные проекты сегодня отсутствуют. К тому же, сегодня в стране нет легитимной исполнительной власти, которая может предоставить зарубежным кредиторам соответствующие гарантии по возврату средств. На формирование нового кабинета министров тоже уйдет определенное время. Поэтому республика не сможет получить требующиеся 670 млн. долларов», – считает экономист Аскар Бешимов.
По мнению экс-главы министерства экономического регулирования, члена политсовета партии «Ар Намыс» Акылбека Жапарова, за финансовой помощью республике следует обратиться, прежде всего, к России и Казахстану.
«Эти государства после апрельских событий уже оказали Киргизии существенную помощь. Необходимо обратится за финансовой поддержкой в банк ЕвразЭС для привлечения средств в размере 170 млн. долл., которые будут направлены на решение первоочередных социально-экономических задач государства», - отмечает А. Жапаров.
Как считает большинство аналитиков, без финансово-технической поддержки России Киргизии пережить зимний период будет невозможно. В то же время, общая стоимость гуманитарной помощи РФ, поступившей в республику весной-летом 2010 года, составила более 12 млн. долл. Большая часть ее после июньских событий была направлена на юг страны. Также республике было передано 20 тыс. тонн ГСМ и более 2 тонн семян пшеницы, которые были использованы для проведения полевых работ в сельском хозяйстве. Всего по итогам года объемы данной помощи составят 25 млн. долл., а количество отправленного в республику из РФ продовольствия составляет 16 тыс. тонн.
Сразу после событий 7 апреля Россия предоставила помощь в размере 10 млн. долл., которые были направлены на выполнение первоочередных бюджетных обязательств. Затем Временным правительством были использованы средства из 300 млн. долл. российского кредита, предоставленного еще прежней власти. Из этой суммы 100 млн. долл. были направлены на строительство Камбар-Атинской ГЭС-2, а 200 млн. долл. должны быть направлены на первоочередные социально-экономические нужды в рамках бюджетного финансирования.
Новым для России проектом стало финансирование деятельности Фонда поддержки госслужащих КР. Оно осуществляется путем проведения обучающих тренингов и семинаров на базе Кыргызско-Российского Славянского университета с привлечением научно-педагогических работников Российской академии государственной службы при президенте РФ. В ближайшее время Наблюдательный совет определит критерии отбора государственных органов и служащих, различные варианты реализации программы их поддержки, примет решение по дальнейшей деятельности фонда.
Еще 8 млн. долл. на поддержку Киргизии РФ направит по линии ООН. «Из них 2 миллиона поступят во Всемирную продовольственную программу ООН для оказания продовольственной помощи жителям юга, 1 миллион долларов – в программу развития ООН для проведения восстановительных работ на юге, 1 миллион – во Всемирную организацию здравоохранения, 1 миллион – в ЮНИСЕФ на поддержку образования, 3 миллиона пойдут Международной организации гражданской обороны для содействия оснащению спасательных программ КР и оказания помощи пострадавшим, включая финансирование процесса восстановления документов», - сообщил посол РФ в КР Валентин Власов.
В Киргизии надеются на поддержку России и в решении вопроса, связанного с реализацией проекта по строительству ГЭС-1 в Камбар-Ате. Межведомственное соглашение между министерствами энергетики двух стран было подписано в прошлом году. «Этот проект не свернут, все должно стать на свои места, и мы к этому вопросу еще вернемся», - прокомментировал его посол РФ Валентин Власов. Глава дипмиссии отметил, что Россия намерена вкладывать и передавать средства на реабилитацию энергосектора республики, в случае эффективного их использования. По предварительным расчетам, на возведение «Камбар-Аты – 1» требуется около 10 млрд. сомов (1 доллар США = 45 сомам).
Важным моментом, по мнению местных экспертов, является то, что российская сторона в обмен на свою помощь Бишкеку каких-либо условий, как правило, не выдвигает, подходя к решению этого вопроса и исходя из обязательств о дружбе и союзничестве. Правда, в серьезных проектах, например, в энергетических, у России все таки определенные условия есть. Например, закупка энергооборудования российского производства, которому, впрочем, киргизские энергетики сами ранее давали высокую оценку. Так, на крупнейшей в республике Токтогульской ГРЭС установлено в основном оборудование, произведенное на предприятиях Санкт-Петербурга.
С другой стороны, возникает вопрос: насколько новые органы власти Киргизии в лице парламента и кабинета министров будут следовать курсу развития стратегического и взаимовыгодного взаимодействия с Российской Федерацией? Свергнутый в апреле президент Курманбек Бакиев в основном на словах был союзником России, но линия внешнеполитических приоритетов официального Бишкека выглядела весьма размытой. Более того, в республике, особенно, после парламентских выборов стали звучать мнения о том, что местные политики слишком часто поглядывают в сторону Москвы.
«У лидеров прошедших в парламент партий наблюдается кризис идентификации. Они позиционируют себя, с одной стороны, как патриоты, но, с другой, демонстрируют зависимость от России», - отмечает политолог Эльмира Ногойбаева. Подобное мнение сегодня не единично. Такую оценку часто можно встретить в местных СМИ, многие из которых рисуют образ России, как государства, которое навязывает республике свою точку зрения, особенно, в вопросах государственного устройства.
«С одной стороны, мы постоянно просим помощь у России, Казахстана, у стран-доноров. С другой стороны, во внешней политики живем по принципу: «не учи морально, лучше помоги материально». Наши власти и представители политической элиты довольно болезненно относятся к попыткам стратегических партнеров узнать, как была израсходована и на какие конкретные цели направлена внешняя помощь. Особенно, в последнее время это воспринимается, как вмешательства во внутренние дела государства. В тоже время, за 19 лет своей независимости Киргизия получила более 5 млрд. долларов внешних займов и грантовой помощи, и при этом является одним из беднейших государств СНГ», - отмечает экономист Аскар Бешимов.
На взгляд большинства экспертов, в новом году Киргизия будет еще больше зависеть от внешней помощи, а вопрос ее получения, по мнению аналитиков, будет тесно увязан, как с полной прозрачностью использования этих средств, так и с внешнеполитическими ориентирами новых законодательной и исполнительной ветвей власти.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте