Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Визит Баррозу туман вокруг «Nabucco» не развеял

Автор: Пресс-папье

Европейский союз в своей политике диверсификации источников энергетических ресурсов рассчитывает на поставки природного газа из Каспийского региона. Этот вопрос стоял в центре задач миссии главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу 13-15 января в Азербайджан и Туркмению. Несмотря на то, что Баррозу заручился политической поддержкой проекта «Южного газового коридора», предусматривающего поставки газа из Каспийского региона в Европу в обход России, лидерами обеих принимавших его государств, для его практической реализации предстоит сделать еще многое.
В Баку Баррозу удалось подписать с президентом Ильхамом Алиевым совместную декларацию по «Южному коридору». В нем Азербайджан выражает готовность поставлять газ в Европейский Союз на долгосрочной основе. В свою очередь, Европа обеспечит доступ этого газа на свой рынок.
В декларации подчеркивается, что общей целью сторон является создание «Южного газового коридора». В документе содержится настоятельный призыв к инвесторам рассмотреть возможности использования сырьевых ресурсов месторождения «Шахдениз-2» и других в Азербайджане, установления прямых энергетических и транспортных каналов между странами, по территории которых пройдет «Южный коридор». С этой целью поддержана идея создания постоянной комиссии по содействию формированию правовых, нормативных и коммерческих условий реализации договоренностей в данной сфере.
Однако, по мнению многих экспертов, значение подписанного в Баку документа преувеличивать не стоит.
«Визит Баррозу лишь немного прояснил ситуацию, но отнюдь не развеял полностью туман вокруг «Южного коридора», - считает, в частности, азербайджанский эксперт, глава Центра нефтяных исследований «Caspian Barrel» Ильхам Шабан. При этом он обращает внимание на то, что в Баку была подписана декларация, то есть документ, не накладывающий юридических обязательств, а излагающий всего лишь намерения сторон.
Что касается политической поддержки проекта, то, по мнению Шабана, и, с этой точки, зрения визит Баррозу ничего нового не принес.
«Азербайджан и ранее выражал политическую поддержку идее поставок газа в Европу. В частности, в ноябре 2006 года Ильхам Алиев подписал в Брюсселе Энергетическую хартию, в которой выразил поддержку вопросам поставок энергоресурсов в Европу. Более того, в мае 2009 года в Праге Европейский Союз подписал совместную декларацию по проекту строительства конкретно газопровода «Nabucco» с Азербайджаном, Грузией, Турцией и Египтом. Однако никакой реальной работы с тех пор проведено не было. Если тогда речь шла конкретно о «Nabucco», то теперь речь о более обтекаемом понятии «Южный коридор», охватывающем несколько трубопроводов», – сказал Шабан.
Отметим, что под «Южным коридором» рассматриваются несколько потенциальных трубопроводных маршрутов – «Nabucco (Турция-Болгария-Румыния-Венгрия-Австрия), ITGI (Турция-Греция-Италия ), TAP (Греция-Албания и далее – через Адриатическое море в Италию) и «Белый поток» (Грузия – через Черное море на Украину и далее – в Польшу).
В ходе пресс-конференции в Баку Баррозу выразил личное предпочтение проекту «Nabucco». В частности, на вопрос, какой из трубопроводных проектов «Южного коридора» наиболее предпочтителен, Баррозу сказал, что «по своему масштабу, «Nabucco» больше отвечает растущим экспортным возможностям Азербайджана и потребностям Европы». Он назвал «Nabucco» самым значимым. При этом он подчеркнул, что ранее ЕС достиг соглашения о поддержке этого проекта и со стороны Турции.
Однако, по мнению эксперта Шабана, Баррозу может говорить лишь о политических пристрастиях, но решения будут приниматься инвесторами, исходя из коммерческой целесообразности. «Поэтому без предварительного обеспечения трубопровода ресурсной базой, никто в него средства вкладывать не будет», - подчеркнул Шабан.
По его словам, ЕС рассматривая Азербайджан в качестве потенциального источника газа для поставок, в первую очередь, рассчитывает на месторождения «Шахдениз-2» (проект «Стадия-2» по разработке месторождения «Шахдениз» – ПП), эксплуатация которого начнется в 2017 году.
В рамках «Шахдениз-2» планируется добыть 16 млрд. кубометров газа ежегодно. Однако к этому показателю его акционеры подойдут не раньше, чем в 2020 году.
С другой стороны, в июне 2010 года в Стамбуле между Азербайджаном и Турцией был подписан меморандум о газовом сотрудничестве. Согласно этому документу, Турция выразила желание приобретать для собственных нужд в рамках проекта «Шахдениз-2» 6 млрд. кубометров газа в год. То есть для европейских покупателей остается всего 10 млрд. кубометров. На этот объем претендуют три газопровода – «NABUCCO», ТАР и ITGI.
«Белый поток», по мнению Шабана, вряд ли стоит рассматривать всерьез. Его инициатором была бывший украинский премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, но с ее уходом об этом проекте перестали говорить даже на Украине.
В то же время, как полагает Шабан, Азербайджан и без трубопроводов «Южного коридора» может поставлять газ в Европу в ограниченных объемах. Уже более года существует газопровод между Турцией и Грецией. С 2012 года последняя сможет импортировать азербайджанский газ в объеме 1 млрд. кубометров на основе коммерческого соглашения.
После 2012 года Болгария планирует соединить свою газовую инфраструктуру с Грецией, через которую она сможет получать азербайджанский газ. Покупать его изъявили желание также Сирия и Иордания. Это станет технически возможным после того, как в ноябре 2011 года будет введен в эксплуатацию турецко-сирийский магистральный газопровод.
Другими потенциальными покупателями «большого азербайджанского газа» с месторождения «Шахдениз-2» являются соседние страны – Россия и Иран.
С 2010 года Азербайджан уже начал экспорт в Россию и поставил этой стране 1 млрд. кубометров газа. В 2011 году эти объемы будут удвоены. Ранее, Россия заявляла о намерении закупать весь газ с месторождения «Шахдениз-2». Причем, как отметил Шабан, для этого есть готовая инфраструктура.
По действующему газопроводу Гаджикабул-Моздок в Россию можно ежегодно транспортировать до 7-8 млрд. кубометров газа, а пропускную способность этого маршрута можно увеличить при минимальных инвестициях.
Еще 1 млрд. кубометров в 2011 году у Азербайджана приобретет Иран. Контракт на эти поставки был подписан за день до приезда в Баку Баррозу. Причем, он заключен на 5 лет. Иран готов покупать у Азербайджана ежегодно не менее 4-5 млрд. кубометров.
В направлении Ирана Азербайджан также модернизировал трубопроводную систему; теперь она способна прокачивать до 2 млрд. кубометров в год.
«И еще одна соседняя страна – Грузия – уже много лет является рынком для азербайджанского газа», - продолжает Шабан.
Поэтому, как считает эксперт, для приобретения азербайджанского газа западные потребители, включая представителей «Nabucco», должны будут предложить более выгодные коммерческие условия, чем другие покупатели.
«Уже сегодня Азербайджан продает свой газ России и Ирану по цене не менее 240 долларов за 1000 кубометров. Это означает, что новые покупатели должны предложить более выгодные цены», - отмечает Шабан.
На его взгляд, для реализации проекта «Южного коридора», в частности, «Nabucco» только азербайджанского газа будет недостаточно. То есть, Азербайджан, при самом благоприятном раскладе, в первые годы эксплуатации этого трубопровода сможет поставлять не более 10-12 млрд. кубометров. Однако этот трубопровод рассчитан на мощность не менее чем 26-32 млрд. кубометров. Именно поэтому ЕС склоняет к партнерству также и Туркмению.
Однако подключение к данному проекту Ашхабада чревато сложными политико-правовыми и техническими проблемами. Туркменское участие предполагает строительство подводного Транскаспийского газопровода, что проблематично при нынешней нерешенности вопроса о правовом статусе Каспия. Поставки же сжиженного газа танкерами будут неэффективны в виду ограниченности объемов. Правда, туркменское руководство в последнее время заявляет о готовности поставок газа в Европу. Гурбангулы Бердымухаммедов даже повторил свое заявление, сделанное в ноябре прошлого года в Баку на саммите глав прикаспийских государств, о том, что «прокладка подводного трубопровода на Каспии может осуществляться только с согласия тех государств, через участки дна которых он будет протянут с соблюдением самых высоких международных экологических стандартов и норм».
Однако это может быть и не более чем риторика, целью которой является демонстрация нового привлекательного направления экспорта и попытка добиться выгодных цен при продаже туркменского газа уже действующим покупателям – России, Китаю и Ирану.
С другой стороны, как отметил один из бакинских аналитиков, пожелавший остаться неизвестным, Баку, по большому счету, невыгодно участие Туркмении в «Южным коридоре» и выход еще одного конкурента на европейский рынок. Транзитные доходы, которые может получить Азербайджан от участия Туркмении не превысят 200 млн. долларов (и то, при объемах прокачки в 20 млрд. кубометров в год). «Эта сумма – ничто, по сравнению с ежегодными многомиллиардными доходами Азербайджана от продажи нефти и собственного газа», - отметил источник в приватной беседе с корреспондентом ПП.
Напомним, что идея Транскаспийского газопровода не нова. Еще во второй половине 1990-х гг. она активно обсуждалась, но не была реализована из-за противоречий между тогдашними руководителями Азербайджана и Туркмении.

Справка: Консорциум «Nabucco Gas Pipeline International GmbH» намерен начать строительство газопровода протяженностью 3,3 тыс. км, который пройдет через Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию в 2012 году с тем, чтобы первый газ по его трубам пошел в 2015-16 гг. Предполагается, что газ с Каспийского региона будет поступать через трубопроводную сеть Азербайджана и Грузии и подключаться к газотранспортной системе Турции и далее – прокачиваться в Европу.
В консорциуме участвуют с примерно равной долей газовые кампании Австрии (OMV), Венгрии (MOL), Болгарии (Bulgargaz), Румынии (Transgaz), Турции (Botash) и Германии (RWE). Проект оценивается в 7,9 млрд. евро.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте