Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Заявление «Транснефти» с визитом Баррозу не связано

Автор: Руфат Султан

Договоренности между Баку и Еврокомиссией относительно поставок азербайджанского газа в Европу Москве не по душе. Об этом можно судить по российской реакции на подписание Азербайджаном и ЕС декларации о поддержке «Южного газового коридора», по которому предполагается доставка энергоресурсов из Каспийского региона в Европу в обход РФ. Документ предусматривает экспорт Азербайджаном в страны Старого Света «достаточных объемов газа».
Глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу высоко оценил готовность Азербайджана экспортировать газ в Европу по проекту «Nabucco», который поддерживается ЕС. Однако, судя по всему, северный сосед Азербайджана никак не может с этим смириться. Так, сразу после подписания Азербайджаном упомянутой декларации, «Транснефть» заявила о намерении пересмотреть условия договора о прокачке азербайджанской нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск. По словам президента компании Николая Токарева, Азербайджан не соблюдает условия соответствующего контракта.
В частности, в последние годы вместо оговоренных соглашением 5 млн. тонн нефти по трубопроводу транспортируется в 2 раза меньше «черного золота». «Нас это не устраивает. Соглашение было подписано давно и теперь ведутся переговоры об адаптации статей документа к новым условиям. Однако новые подходы азербайджанской стороны вынуждают нас заполнять трубопровод из других источников», - сказал Токарев.
Бакинские эксперты считают, что это заявление последовало после визита Баррозу не случайно. Таким способом, на их взгляд, Россия, намекая Азербайджану о возможности прекращения транзита азербайджанской нефти, хочет оказать давление на Баку с целью срыва договоренностей о поставках газа в Европу.
Однако, по мнению главы Центра нефтяных исследований «Caspian Barrel» Ильхама Шабана, заявление «Транснефти» не является новостью. Подобные заявления стали звучать после того, как в 1999 году был запущен нефтепровод Баку-Супса. В частности, российская сторона, заявляя о возможности пересмотра транзитных тарифов в сторону повышения, пыталась оказать давления для того, чтобы по трубопроводу Баку-Новроссийск Азербайджан транспортировал не менее 5 млн. тонн нефти в год.
Однако такие вопросы невозможно решать в одностороннем порядке. В ответ на требование России увеличить объем экспорта до 5 млн. тонн нефти, Азербайджан настаивал на обеспечении «банка качества нефти». То есть, он требовал, чтобы качественная азербайджанская нефть не смешивалась с «тяжелым» сибирским сырьем, так как, в случае смешивания этих сортов «черного золота», в Новороссийске азербайджанская нефть уже не покупается под более дорогим брендом «Азерлайт». «В результате этого, Азербайджан ежегодно теряет около 100 млн. долларов», - считает Шабан.
Тем не менее, Баку выгодно использовать маршрут Баку-Новороссийск. «Несмотря на потери в качестве, Азербайджан выигрывает на транспортировке нефти к покупателям на черноморском побережье. Помимо этого, он поддерживает энергетическое сотрудничество со своим влиятельным северным соседом», - говорит эксперт. На его взгляд, заявление «Транснефти» не связано с визитом Баррозу, а продиктовано нормальными коммерческими интересами российской компании. Шабан считает, что азербайджанской и российской сторонам удастся найти взаимоприемлемые решения.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте