Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Навстречу пожеланиям трудящихся…

Автор: Пресс-папье

Хронология событий. 23 декабря 2010 года в Усть-Каменогорске состоялось республиканское собрание с участием 850 человек из всех регионов Казахстана, включая депутатов парламента и маслихатов (советов) различных уровней, общественных и политических деятелей. Оно выступило с инициативой проведения республиканского референдума относительно продления полномочий президента РК Нурсултана Назарбаева до 2020 года. С этой целью была создана инициативная группа в составе 320 человек во главе с ректором Семипалатинского государственного университета им. Шакарима Ерланом Сыдыковым. Основной задачей «инициативщиков» стал сбор подписей не менее 200 тыс. граждан Казахстана, в равной мере представляющих все области, города Астану и Алматы, в поддержку данной инициативы.
27 декабря Центральной избирательной комиссией РК было принято постановление о регистрации инициативной группы референдума, а также предлагаемого ею вопроса: «Продлеваете ли Вы до 6 декабря 2020 года срок президентских полномочий Первого президента Республики Казахстан – Елбасы (Лидера нации) Нурсултана Абишевича Назарбаева на республиканском референдуме?».
29 декабря мажилис (нижняя палата) парламента принял предложение о назначении республиканского референдума с внесением на него вопроса «Принимаете ли Вы закон «О внесении изменения в Конституцию РК», предусматривающий возможность продления на республиканском референдуме президентских полномочий Первого президента РК?».
6 января 2011 года сенат (верхняя палата) парламента РК поддержал упомянутое предложение, после чего оно было направлено президенту страны, который, согласно Конституции РК, принимает решение о проведении республиканского референдума.
7 января глава государства подписал Указ «Об отклонении предложения парламента Республики Казахстан о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Вместе с тем, согласно Конституции, парламент может преодолеть возражение президента, если за это проголосует 80% его депутатов.
12 января инициативная группа референдума передала в Центризбирком РК листы с подписями более 5 млн. граждан Казахстана в поддержку его проведения. В этот же день ею было принято обращение к президенту страны дать свое согласие на проведение референдума.
14 января парламент РК в полном составе единогласно «преодолел» вето главы государства и принял закон «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан». Данный закон вводит в текст Конституции РК, во-первых, понятие «Лидер нации» применительно к Первому президенту РК и, во-вторых, положение, предусматривающее возможность продления на республиканском референдуме президентских полномочий Первого президента РК – Лидера нации.
17 января президент направил указанный закон в Конституционный совет для его проверки на соответствие Конституции РК.
20 января глава государства провел совещание с представителями казахстанской общественности, в ходе которого относительно инициативы о проведении референдума заявил следующее: «Естественно, ни один государственный политик не может игнорировать волю народа. Но для меня этот вопрос очень важен с государственной позиции. Поэтому, взвесив все «за» и «против», учитывая исключительно интересы народа и государства, я приму нужное для народа нашей страны решение».
24 января Конституционный совет рассмотрел закон «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан». Свое решение по данному вопросу этот орган должен огласить до конца текущей недели.

Оценка и прогноз. Выдвижение инициативы проведения референдума о продлении полномочий Нурсултана Назарбаева до 2020 года является закономерным последствием официального наделения главы государства в мае 2009 года статусом «Лидер нации». Вероятность проведения данного референдума обусловлена следующими основными моментами.
Во-первых, возможное опасение со стороны главы государства в отношении тех или иных групп влияния внутри правящей элиты, чьи представители потенциально могут претендовать на его место. Скорее всего, данные лица рассчитывали на то, что после наделения Назарбаева статусом лидера нации последует его уход с президентского поста. Однако озвученное в сентябре 2009 года заявление советника президента Ермухамета Ертысбаева о намерениях его шефа участвовать в 2012 году в очередных президентских выборах нарушило планы соответствующих группировок местной элиты на продвижение в президенты страны своих ставленников. В связи с этим имеется риск того, что они, опираясь на свои ресурсы, могут бросить открытый вызов лично президенту и выставить на выборах против него своего кандидата. Подобная ситуация имела место в 1998 году с уходом в оппозицию экс-премьера Акежана Кажегельдина и его намерениями баллотироваться в президенты страны.
Во-вторых, в 2012 году должны быть проведены очередные выборы не только президента, но и депутатов мажилиса парламента, что способно вызвать большую нагрузку на всю систему власти и аффилированные с ней частные структуры. В свою очередь, это чревато рисками вероятных сбоев в процессе организации и проведения указанных избирательных кампаний. Причем, свою роль в этом могут сыграть непримиримые оппоненты власти, находящиеся за рубежом (Рахат Алиев, Мухтар Аблязов), которые способны организовать на территории Казахстана действия дестабилизирующего характера, включая проведение массовых акций протеста.
В складывающейся сегодня политической ситуации в стране указанные моменты представляются наиболее серьезным основанием для того, чтобы убедить главу государства отказаться от проведения очередных президентских выборов и пойти на продление своих полномочий до 2020 года с помощью референдума.
Приведенная выше хроника событий, разворачивающихся вокруг «народной инициативы» показывает, что глава государства демонстрирует максимальное дистанцирование от ее реализации и, более того, выражает свое несогласие с нею. Однако схожий сценарий был реализован в прошлом году с законодательным наделением Назарбаева статусом лидера нации. В данном случае, имеется в виду официальный отказ президента от присвоения ему этого звания и последующие за этим шаги спикеров палат парламента и премьер-министра, направленные на то, чтобы закрепить это звание за главой государства. Судя по всему, аналогичные технологии используются в настоящий момент, чтобы оградить президента РК от критики, особенно, из-за рубежа, в связи с ожидаемым заметным отходом от общепринятых принципов и стандартов демократии. А то, что в нынешнем процессе, помимо инициативной группы референдума, были задействованы депутаты мажилиса и сената, говорит о том, что власти пытаются придать решению вопроса о продлении президентских полномочий Н. Назарбаева максимальные законный вид, а, следовательно, повысить степень его легитимности.
В настоящий момент, с учетом положений местного закона «О республиканском референдуме», у президента есть три варианта дальнейших действий:
1) принять решения о проведении референдума;
2) принять решения по вопросу, предложенному для рассмотрения в ходе референдума, но без проведения последнего;
3) отклонить инициативы о проведении референдума.
Наверняка, власти не воспользуются вторым вариантом, предполагающим самостоятельное продление главой государства своих полномочий до 2020 года, так как он выглядит слишком одиозно и уж точно не придаст легитимности принимаемому решению.
Что касается двух оставшихся вариантов, то гипотетически можно предположить, что президент отклонит, как инициативу проведения референдума, так и закон с поправками в Конституцию РК, который будет признан Конституционным советом противоречащим Основному закону страны. Единственным объяснением такого сценария, в случае его реализации, можно будет считать уверенность главы государства в поддержке значительной части казахстанцев и организационно-пропагандистских возможностях своих сторонников с тем, чтобы все-таки провести в 2012 году президентские выборы.
Вместе с тем, гораздо больше оснований говорить о том, что, в конечном итоге, будет принято решение в пользу проведения референдума. Помимо указанных выше факторов, показательно также то, что президент отклонил отмеченные выше поправки в Конституцию РК, но не саму инициативу, предложенную республиканским собранием и поддержанную более 5 млн. граждан республики.
Следует также отметить, что по инициативе возглавляемой президентом Н. Назарбаевым Народно-демократической партии «Нур Отан» образована Общенациональная коалиция демократических сил «Казахстан-2020», призванная обеспечить поддержку референдуму. В ее состав вошли шесть политических партий и ряд общественно-политических организаций.
Существует вероятность, что одновременно с референдумом могут быть проведены и досрочные парламентские выборы. Во-первых, это позволит несколько «скрасить» негативный эффект от конституционного волеизъявления, а также отвлечь от него внимания оппонентов путем переключения их на участие в парламентских выборах. Во-вторых, это будет экономно, с точки зрения траты народных денег.
В партийно-политическом поле фактор референдума может активизировать процесс стирания имеющихся разногласий и, как следствие, консолидации оппозиционных сил в целях противодействия ему. Правда, сложно ожидать, что выпады оппозиции в отношении главы государства поддержат, к примеру, национал-патриоты во главе с Мухтаром Шахановым. А если параллельно с референдумом будут проведены досрочные выборы в мажилис парламента, то никакого сплочения оппозиции не произойдет вообще.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте