Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Незначительные изменения в положительную сторону

Автор: Пресс-папье

По итогам последней встречи президентов России, Армении и Азербайджана по Нагорному Карабаху в Сочи в позициях сторон наблюдаются «незначительные изменения в положительную сторону». Во всяком случае, так полагают высокопоставленные представители Баку и Еревана.
По словам заведующего отделом внешних связей администрации президента Азербайджана Новруза Мамедова, для этого есть причины. Среди них – российский фактор.
«Я полагаю, что несколько встреч, организованных в течение полутора лет при личном участии президента России, (главы) одной из сопредседательствующих стран, в определенной степени, сами по себе являются важным фактором. Ведь если президент такого большого государства, страны-сопредседателя, поддерживает тесные связи, проводит столько встреч с лидерами двух других государств (восемь трехсторонних встреч, начиная с ноября 2008 года – ПП) и не достигает никаких результатов, это может о чем-то говорить. Думаю, это тоже имело значение. Поэтому я, в определенной степени, отличаю эту встречу от предыдущих».
Со своей стороны, президент Армении Серж Саргсян заявил: «Кажется, в Сочи наконец-то начали намечаться пути, по которым мы можем продвигаться вперед. Договоренности в краткосрочный период важны в том плане, что они направлены на укрепление, сохранение режима прекращения огня, служат, своего рода, лакмусом и могут продемонстрировать, каким образом стороны выполняют свои обязательства».
Между тем третья сторона Нагорно-Карабахского конфликта – Нагорно-Карабахская Республика – оценивает итоги сочинского саммита также, в принципе, положительно. По мнению председателя комиссии парламента НКР по международным отношениям Ваграма Атанесяна, «эта встреча позволила создать условия для продолжения переговоров, что полностья соответствует позиции Еревана и Степанакерта. Мы неоднократно заявляли, что выступаем за мирное урегулирование проблемы».
В то же время депутат отметил, что «нынешний формат переговоров не соответствует сложившимся в регионе политическим и военным реалиям». Речь идет о возвращении Нагорного Карабаха в переговорный процесс. В этой связи его президент Бако Саакян говорит, что для фиксации существенного прогресса по окончательному и всеобъемлющему урегулированию конфликта «необходимо, в первую очередь, восстановить полноценный формат с участием НКР в качестве полноправной стороны переговоров. Для этого необходимо лишь соблюдать решения Будапештского саммита ОБСЕ 1994 года… Без нашего участия в качестве полноправной стороны переговорного процесса урегулировать азербайджано-карабахский конфликт попросту нереально… Сама природа вопроса обязывает, чтобы международные посреднические организации использовали все возможные методы для возвращения процесса в прежнее русло. Мы уверены, что это приведет противостоящие стороны и сам процесс урегулирования к более результативным и более эффективным решениям».
Кстати, Бако Саакян готов встретиться с азербайджанским лидером: «Я предложил Минской группе ОБСЕ организовать мою встречу с президентом Азербайджана. Но они пока не в состоянии обеспечить такой формат из-за неконструктивного подхода Баку».
То, что сегодня в переговорном процессе сложилась «алогичная ситуация», многие наблюдатели связывают именно с отказом азербайджанской стороны вести прямой диалог со Степанакертом. Если сравнивать нагорно-карабахский конфликт, к примеру, с абхазским и югоосетинским, то складывается следующая картина. В Женеве переговоры идут между Грузией, Абхазией, Южной Осетией, Россией и другими посредниками. И никто не требует, чтобы Москва представляла интересы бывших автономий Грузии. А в случае с Нагорным Карабахом, из-за негативной позиции Азербайджана НКР, по существу, выведена из переговорного процесса и от ее имени выступает Армения. Вот где, как уверены в Степанакерте, кроется основная причина его пробуксовки.
Тем не менее, активность Москвы в качестве основного посредника в решении затянувшегося конфликта карабахская сторона воспринимает положительно. Бако Саакян заявляет: «Благодаря России был достигнут мир, пусть даже относительный мир. Это страна, которая имеет определенное влияние в регионе, и мы крайне заинтересованы в участии России в достижении окончательного мира. А Москва крайне заитересована в достижении мира на Кавказе в целом».
Что же касается нынешней сверхактивности Москвы в переговорном процессе, депутат нагорно-карабахского парламента Ваграм Атанесян замечает: «Народ Нагорного Карабаха традиционно имеет более пророссийский уклон. Положительно оценивая посредничество Москвы в карабахском конфликте, мы считаем, что в процесс его урегулирования должны быть вовлечены все заинтересованные стороны». Под термином «заинтересованные стороны» следует понимать, естественно, двух других сопредседателей Минской группы ОБСЕ – США и Францию.
Известно, что урегулирование Карабахского конфликта, в отличие от других подобных конфликтов на постсоветском пространстве – Абхазского, Югоосетинского и Приднестровского – не является прерогативой одной России. В него, в качестве посредников, в равной степени активно вовлечены также Вашингтон и Париж. Причем, все три ко-спонсора, во всяком случае, внешне, действуют сообща.
Существует точка зрения, согласно которой, если бы Россия играла приоритетную роль в переговорном процессе по Нагорному Карабаху, как это произошло в случаях с Абхазией и Южной Осетией, то в настоящее время была бы однозначная ясность и в урегулировании. Теперь же, сколько бы ни говорилось о слаженных и консолидированных действиях посредников, очевидно, что на Южном Кавказе геополитические интересы России, с одной стороны, США и Франции, с другой, безусловно, не стыкуются друг с другом. Особенно, если иметь в виду неоднократные высказывания президента Дмитрия Медведева о том, что это – регион приоритетных интересов России.
Впрочем, не исключено, что уже в ближайшее время роль Москвы в переговорном процессе еще более усилится. Соединенным Штатам и Франции сегодня явно не до Нагорного Карабаха. Начавшаяся вооруженная операция сил НАТО в Ливии, а также продолжающиеся войны в Афганистане и Ираке, безусловно, отодвинули на второй, а, может быть, и на третий план желание западных партнеров России предпринять конкретные шаги на Южном Кавказе. Если, конечно, подобное желание у них в действительности было…

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте