Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

На кону стоит престиж России

Автор: Пресс-папье

Нынешняя активизация усилий по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта является беспрецедентной за все 19 лет международного посредничества. В прошлые годы также наблюдались всполохи активности со стороны сопредседателей Минской группы ОБСЕ, но это были всего лишь отдельные «всплески. За последние четыре года процесс посредничества стал несравненно более эффективным. Если до этого сопредседателям Минской группы (МГ) – России, США и Франции – не удавалось избежать серьёзных взаимных разногласий, то ныне они демонстрируют единство в своём желании урегулировать самый застарелый конфликт на территории бывшего Советского Союза. Об этом свидетельствуют предложенные ещё в конце 2007 года «мадридские принципы» его урегулирования.
Существуют, по крайней мере, несколько версий того, почему великие державы, имеющие на Южном Кавказе разные геополитические и геоэкономические интересы, предпринимают сегодня конкретные шаги, направленные на то, чтобы совместно развязать «карабахский узел». Основная версия связана с российско-американской «перезагрузкой».
Москва и Вашингтон, имеющие различные взгляды и подходы к проблемам других регионов мира и в других областях двусторонних отношений, в вопросе Нагорного Карабаха тем не менее, демонстрируют желание прийти к консенсусу, чтобы показать остальному миру, что «перезагрузка» успешно осуществляется, во всяком случае, на Южном Кавказе. К тому же Южный Кавказ – чрезвычайно важный регион, через который проходят транзитные нефте- и газопроводы, а также снабжаются по воздуху международные силы содействия Афганистану. Таким образом, вероятное возобновление военных действий вокруг Нагорного Карабаха может иметь катастрофические последствия не только для самого региона, но и для всего мира. К этому стоит добавить неопределённую ситуацию с Ираном, граничащим с Азербайджаном и Нагорным Карабахом. Любое ухудшение обстановки вокруг ИРИ может дестабилизировать север этой страны, где проживают миллионы этнических азербайджанцев. Все эти факторы привели к тому, что Россия, США и Франция в Карабахском урегулировании сегодня выступают с единой позиции.
После русско-грузинской войны августа 2008 года Вашингтон и Париж для поддержания региональной стабильности передали Москве роль основного модератора в переговорах. И, соответственно, все инициативы по Карабахскому урегулированию Россия осуществляет только после соответствующих согласований с партнёрами по Минской группе ОБСЕ.
В то же время очевидным фактом является то, что в последние год-два активность Соединённых Штатов на Южном Кавказе несколько спала. И связано это с серьёзными проблемами в Афганистане, Ираке, а сейчас – и на арабском Востоке. Однако интересы Вашингтона в стратегически важном Кавказском регионе, безусловно, никуда не делись, и в силу ожидающихся новых процессов в мире и, в частности, на Южном Кавказе, США могут уже в ближайшее время резко активизироваться на карабахском направлении.
Судя по всему, подобная ситуация уже наблюдается в вопросах, связанных с ролью Европейского союза. Брюссель демонстрирует несогласие со своей практически нулевой ролью в нагорно-карабахском процессе, что явно ограничивает его влияние в регионе. Представляющая ЕС в Минской группы Франция фактически давно отошла от своей функции и, по существу, предпринимает действия, обусловленные ее собственными интересами. Недавние специальные слушания в Евросоюзе по Карабахскому урегулированию объясняются именно желанием ЕС получить прямой доступ к переговорному процессу. Выступившая с докладом глава его внешнеполитического ведомства Кэтрин Эштон подчеркнула безусловную важность карабахского вопроса для ЕС и высказалась за более активное участие этой организации в решении проблемы.
Между тем, все заинтересованные страны и стороны, в силу геополитических, исторических, экономических и культурных факторов и реалий, признают лидирующую роль Москвы в мирном процессе по Карабаху. И можно предположить наверняка, что после недавней неудачи переговоров президентов России, Армении и Азербайджана в Казани, в течение уже ближайших месяца-двух Дмитрий Медведев предпримет новую серьёзную попытку усадить за стол переговоров армянского и азербайджанского лидеров с целью получения от них окончательного согласия по «базовым принципам» урегулирования или же хотя бы подписания ими некой письменной договорённости. Ведь на кону стоит престиж российского президента, который за последние три года аж 9 раз организовывал специальные трёхсторонние встречи по нагорно-карабахскому урегулированию.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте