Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Nabucco: угроза финансово-политического «аборта»

Автор: Отар Тураблидзе

То, какое значение Южный Кавказ имеет для обеспечения энергетической безопасности Европы, свидетельствуют хотя бы те два громадных проекта, которые были осуществлены в последние десятилетия на территории т.н. «южного коридора». Мы, разумеется, имеем в виду газопровод Баку-Тбилиси-Джейхан и нефтепровод Баку-Тбилиси-Эрзерум. А о том, какое значение для любой страны имеет обеспечение собственной энергетической безопасности, говорят перманентные «газовые войны» между Украиной и Россией и, в связи с этим, судебный процесс над бывшим премьером Украины Юлией Тимошенко. Дело в том, что, как показывает опыт, государства, энергетически зависимые от других стран, одновременно во многом зависят от них и политически. Именно поэтому страны Евросоюза, в автономных энергосистемах которых существует множество слабых мест, постоянно ищут такие пути собственного энергетического обеспечения, которые позволят им свести к минимуму их зависимость от России.
В этом отношении весьма важным (в том числе, для Грузии) является давно одобренный Еврокомиссией проект известного газопровода Nabucco, хотя начало его реализации слишком затянулось, что обусловлено определенными финансовыми и не менее значительными геополитическими причинами.
В первую очередь, следует отметить, что в исключительно важном вопросе обеспечения энергетической безопасности Европы большую роль играют Соединенные Штаты Америки, участие которых в целом ряде проектов часто становилось решающим фактором успеха. Это, в частности, подтверждает уже упомянутый нами газопровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Но ясно также, что для обеспечения энергобезопасности европейцев американцы не будут утруждать себя больше, чем европейцы, поэтому не следует удивляться тому, что на сегодня в странах Евросоюза активно рассматривают альтернативные проекты, более дешевые, чем Nabucco.
В настоящее время там рассматривают три проекта подачи газа с Шахденизского месторождения (Азербайджан), которые, как мы уже отмечали, представляют собой альтернативу «южному коридору», а их наибольшая привлекательность заключается в том, что они дешевле Nabucco.
Это, бесспорно, обусловлено и тем, что в случае реализации данного плана, будет использована уже имеющаяся инфраструктура трубопровода Баку-Эрзерум, а после Турции шахденизский газ из Азербайджана через Болгарию, Румынию и Венгрию будет подаваться в страны Западной Европы. Предположительно, протяженность юго-западного трубопровода будет в три раза меньше Nabucco и обойдется намного дешевле. Важно также, что юго-восточный трубопровод европейские инвесторы считают «коммерчески доступным и политически интересным».
Говоря о привлекательности альтернатив Nabucco, мы в качестве одного из аргументов назвали финансовый вопрос потому, что на пути осуществления важного для нас проекта существует также несколько политических барьеров. Дело в том, что его осуществление никак не отвечает интересам России, которая публично, правда, утверждает, что для нее это будет иметь эффект укола, но последствия ее незримого и скрытого сопротивления говорят о негативном отношении Москвы к этим вопросам.
Еще один аспект проблемы Nabucco – это то, что между Азербайджаном и Турцией пока еще не подписан транзитное соглашение. Американцы не жалеют усилий, чтобы содействовать началу строительства нового газопровода на Южном Кавказе, но очень большую проблему создает замороженный конфликт в Нагорном Карабахе, без мирного урегулирования которого обеспечение безопасности транспортировки энергоносителей по трубопроводу столкнется с серьезными проблемами. Следовательно, Москву устраивает статус-кво в Карабахе, дающий ей в руки мощный рычаг воздействия на обстановку в регионе вообще. Следует учитывать также то, что процесс сближения Армении и Турции турецкий парламент заблокировал.
На сегодня семь крупных европейских компании пытаются осуществить проект, альтернативный Nabucco. Среди них, например, широко известная компания «Бритиш Петролеум», которая совсем недавно заявила о плане реализации проекта «Юго-Восточной Европы». С большой долей вероятности можно предположить, что такой подход к данному вопросу в значительной степени обусловлен определенной политизированностью проекта Nabucco. К тому же, в условиях нынешнего финансово-экономического кризиса, новый рецидив которого большинство экспертов предсказывает в ближайшем будущем, 20 миллиардов евро, как стоимость проекта, это слишком большая сумма. Из-за свирепствующего в мире кризиса, к дорогостоящим и, что самое главное, к долгосрочным проектам потенциальные инвесторы, как в Европе, так и в Америке и Азии, относятся скептически. Следует учитывать и политическую осторожность самого владельца энергоносителей – Азербайджана, которая обусловлена позицией России в этом вопросе.
Но какую перспективу имеет Nabucco и вообще, суждено ли этому проекту воплотиться в реальность или он станет жертвой финансово-политического «аборта», это, вероятно, мы увидим в ближайшем будущем.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте