Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Понятный выбор

Автор: Сильвия Хачатрян

Во время своего визита в Москву в ноябре 2011года глава администрации президента Азербайджана Рамиз Мехтиев заявил, что российско-азербайджанские отношения находятся на пике своего развития, и отношения с Россией являются одним из приоритетных направлений внешнеполитического курса Азербайджана.
В контексте довольно жесткой конкуренции между Москвой и Баку по такому важному экономическому и политическому вопросу, как будущие маршруты прокачки азербайджанского и среднеазиатского газа в западном направлении, заявление Мехтиева выглядит странным. Если Москва объявила о своем намерении осуществить строительство газопровода «Южный поток», по которому предполагается переброска туркменского и казахстанского газа по российской территории, а затем по дну Черного моря в Европу, то ЕС пытается реализовать альтернативный «Южному потоку» проект газопровода «Nabucco», что позволит европейцам импортировать не только среднеазиатское, но и азербайджанское «голубое топливо» в обход России по маршруту Казахстан-Туркмения-Каспийское море-Азербайджан-Грузия-Турция-Европа.
Исход конкуренции этих двух проектов имеет большое значение, как для России, так и для ЕС. В случае реализации «Nabucco», на европейском рынке следует ожидать понижения цен на российский газ, что, в свою очередь, может ослабить политические позиции России не только в Европе, но и в Азербайджане, Турции и в республиках Средней Азии. Во избежание подобного развития ситуации, Москва, учитывая экономические интересы Азербайджана и Турции, предприняла определенные шаги, которые, по ее замыслу, должны были бы снять заинтересованность этих стран в присоединении к проекту «Nabucco». Во-первых, российская сторона подписала с Анкарой соглашение о прокладке газопровода «Южный поток» по черноморской экономической зоне Турции, что, учитывая мощность этого трубопровода, позволило последней стать страной-транзитером около 63 млрд. куб. м. газа в год. Во-вторых, «Газпром» предложил Азербайджану закупить по рыночной цене весь объем газа, добываемого на месторождении «Шах-Дениз».
Но, в то же время, несмотря на «пик развития азербайджано-российских отношений», Баку и Анкара подписали двусторонний договор о транспортировке 16 млрд. куб. м газа с «Шах-Дениза» в Турцию. 6 млрд. куб. м из этого количества планируется использовать для нужд страны, а остальные 10 млрд. куб. м будет экспортировано в европейские страны. Для реализации этого проекта стороны договорились к концу 2017 года построить на турецкой территории новый газопровод «Trans Anadolu». Нетрудно догадаться, что после его прокладки к нему может подсоединиться вторая составная часть проекта «Nabucco» – проведенный по дну Каспия Транскаспийский газопровод, посредством которого, недостающий европейцам объем азербайджанского газа будет дополнен казахстанским и туркменским топливом.
Таким образом, дав добро российским предложениям, Анкара и Баку сделали синхронный и резкий разворот в сторону реализации «Nabucco». Вместе с тем, Анкара заявила, что с 2012 года Турция больше не будет нуждаться в российском газе, который поступает в страну с 1986 года по маршруту Украина-Молдавия-Румыния-Болгария. Более того, если Турция стала приглашать Ирак присоединиться к ее соглашению с Азербайджаном, то последний совместно с ЕС пытается склонить Казахстан в пользу присоединения к Транскаспийскому газопроводу. И если Багдад и Астана своего ответа на эти предложения пока не дали, то президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов заявил, что европейское направление является важным вектором новой энергетической политики Ашхабада, и его страна намерена переправлять туркменский газ в Европу.
ЕС же, закрыв глаза на состояние демократии в Туркмении, основал в Ашхабаде представительство Еврокомиссии и подписал с республикой меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области энергетики.
По поводу проекта «Nabucco», Москва, ссылаясь на принцип, закрепленный в Декларации глав прикаспийских государств (16 октября 2007 года), заявляет, что все вопросы экономической деятельности на Каспии должны решаться только прибрежными странами. Выступая в Совете безопасности РФ (14 октября 2011 года) по поводу планов строительства Транскаспийского трубопровода, президент РФ Д. Медведев подчеркнул, что строительство этого газопровода – очень серьезная задача, непосредственно связанная с правовым статусом Каспийского моря и требует согласия всех приморских стран.
Одновременно, российская сторона предупреждает, что газопровод, проложенный по сейсмически активному дну закрытого водоема, угрожает его экологии, и последствия возможной аварии затронут все прибрежные государства.
Сходной позиции по вопросу строительства Транскаспийского газопровода придерживается и Иран, который перманентно выступал против деления дна Каспия по так называемой модификационной срединной линии без согласия всех прикаспийских стран, что, кстати, в свое время было опрометчиво проигнорировано Россией.
Однако, вопреки позициям Москвы и Тегерана, Совет ЕС спешно утвердил мандат Еврокомиссии на трехсторонних переговорах между ЕС, Азербайджаном и Туркменией по вопросу подписания соглашения об осуществлении проекта Транскаспийского газопровода.
Вслед за ЕС, повышенную заинтересованность в строительстве этого газопровода стали проявлять США. И если спецпредставитель госсекретаря США Ричард Морнингстар заявил о праве Азербайджана и Туркмении самостоятельно решать вопросы обеспечения своей энергетической безопасности и экспорта своих энергоресурсов, то США в лице своего посла в Азербайджане Метью Брайзы пошли дальше и выразили готовность помочь стране в обеспечении безопасности энергетической инфраструктуры на Каспии.
Слова американского посла были вскоре подкреплены делом – Баку посетил сам командующий ВМС США Рей Мейбас (21 ноября 2011 года), который в ходе своего визита обсудил с азербайджанской стороной вопросы, касающиеся сферы безопасности энергетической инфраструктуры Каспийского моря. Очевидно, что используя сложившуюся ситуацию, американцы, преследуя целью дальнейшего развития военных связей с Азербайджаном и размещения своих воинских подразделений в азербайджанском секторе Каспия, намерены изображать из себя защитников энергетических интересов республики.
Чем закончится противостояние между Россией и Ираном, с одной стороны, и ЕС и США, с другой, в нынешней ситуации прогнозировать трудно, но уже сейчас можно однозначно говорить о том, что, судя по уровню развития демократии в Азербайджане и Туркмении, европейцы и американцы в очередной раз продемонстрировали приоритет своих геополитических интересов перед «западными демократическими ценностями».

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте