Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Евросоюз не смог оказать открытую политическую поддержку Nabucco

Автор: Бесик Оболадзе

До сих пор на южном направлении европейского энергорынка между собой конкурировали два проекта – российский «Южный поток» и европейский «Nabucco», однако неожиданно там появился новый игрок – TANAP (азербайджано-турецкий «Trans Anadolu Pipeline» – ПП).
События развивались следующим образом. Турция подписала с Азербайджаном соглашение о строительстве трансатлантического газопровода (по нему будет осуществляться транспортировка азербайджанского газа в Европу), а через несколько дней согласилась на строительство по дну Черного моря газопровода «Южный поток», конкурирующего с «Nabucco». Следовательно, Турция допустила сосуществование TANAP и «Южного потока».
Что касается «Nabucco», то перспектива его реализации погрузилась в туман. А реальность такова: Турция меняет приоритеты в своей энергетической политике. Вместо европейского «Nabucco», приоритетным направлением стал менее амбициозный TANAP. Он, по сравнению с «Nabucco», обходится дешевле и выглядит более реально.
Но главное не только в этом. Отказ Турции «подыгрывать» Европе в проекте «Nabucco» имеет и другую причину – обострение отношении между Брюсселем и Анкарой. Тут же можно отметить и известные события последнего периода, имевшие место в отношениях между Францией и Турцией. Вместе с этим, следует учитывать, что подача газа из Турции в Европу по газопроводу «Nabucco» вызовет значительные геополитические потрясения, в которых, как видно, страны, инициирующие проект, заинтересованы не были.
Короче говоря, появление TANAP меняет баланс сил в вопросе транспортировки энергоресурсов Каспия, и азербайджанский газ поступит в Европу по турецко-азербайджанскому проекту, т.е. вне формата европейского консорциума.
Реализация «Nabucco» имеет огромное значение, как для Южного Кавказа вообще, так и для Грузии, в частности. Он позволит реализовать транзитный потенциал региона и, соответственно, обеспечить транспортировку энергоресурсов Каспия на мировые энергетические рынки. Появляется реальная возможность превращения каспийско-кавказского пространства в один из главных элементов системы энергобезопасности Евросоюза. В этом случае, у Южного Кавказа в перспективе появляются выигрышные геополитические и геоэкономические позиции, аспекты региональной безопасности и другие позитивные последствия.
Почему не удалось осуществить проект «Nabucco»? А потому, что «Южный поток» превратил его в мишень для политических ударов. Прискорбно, что в нынешнем столетии главной мишенью конкурентной борьбы за контроль над энергоресурсами стала именно Грузия.
Проблематика Каспия не исчерпывается только нефтью и газом. Реально, тут важен характер взаимоотношений прикаспийских и постсоветских стран Южного Кавказа с Россией, Турцией, Ираном, нерегиональными мировыми субъектами (США, Китаем, Евросоюзом). На упомянутом пространстве именно это определяет жизнеспособность геополитических схем и моделей нового мирового порядка. Проблемы глобальной энергобезопасности мы можем рассматривать лишь в отмеченном выше контексте.
Члены европейского консорциума «Nabucco» рассматривали вопрос лишь в коммерческом аспекте и отказывались от помощи стран-партнеров. Соответственно, договориться с Азербайджаном и Туркменией им не удалось, поскольку для них проект имел, прежде всего, геополитическое значение. При всем желании, решить вопрос обеспечения «Nabucco» энергоресурсами эти страны не смогли бы. Исходя из неопределенности статуса Каспийского моря, это могло вызвать столкновение с Россией и Ираном, которые в этом регионе имеют свои интересы.
Факт, что проект «Nabucco», с учетом его геополитического значения, требовал более реального представления о балансе сил в регионе. В условиях прямой политической поддержки со стороны США, стало возможным осуществление проекта Баку-Тбилиси-Джейхан, против которого выступали Иран и Россия. Но сегодня такую же функцию не смог выполнить Евросоюз. Начало реализеции проекта вновь отложили, по-прежнему нет ясности и в вопросах его финансирования и источников обеспечения энергоресурсами.
Что касается проекта TANAP, о нем пока известно только то, что он свяжет Азербайджан с Турцией. Предположительно, будет использован транзитный потенциал Грузии, хотя, теоретически, все возможно, точный маршрут пока неизвестен. В этой связи уже используется существующая инфраструктура турецких трубопроводов.
Стоимость этого проекта составляет 5-6 миллиардов долларов США, т. е. в два раза дешевле «Nabucco». Пропускная способность трубы составляет 16 миллиардов кубометров в год, из которых 6 миллиардов кубометров презназначено для Турции, а 10 миллиардов пойдет в Европу. На втором этапе планируется поставка 24 миллиардов кубометров. Ввод в эксплуатацию состоится в 2017 году, к началу второго этапа разработки месторождения «Шахдениз». 80 процентов активов принадлежит Азербайджану, а 20 процентов – Турции. Таким образом, Азербайджану впервые дается возможность подключиться к «игре в большой газ» и напрямую поставлять топливо европейским потребителям.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте