Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Проблема Карабаха при новом президенте Российской Федерации

Автор: Севак Арутюнян

Свое мнение о позициях прежнего и нынешнего президентов России по проблеме Карабаха высказывают политологи Армении.
Амаяк Ованнисян, председатель Союза политологов Армении:
- Хотя Дмитрий Медведев и Владимир Путин являются политическими единомышленниками, но, что касается политического стиля, между ними есть существенные различия. Готовность Медведева терпеливо вести долгие переговоры по Нагорно-Карабахскому урегулированию, по мнению многих аналитиков, сегодня уступила место присущим Путину резким и целенаправленным попыткам достичь определенного результата. Путин провозгласил программу активной и целенаправленной политики на постсоветском пространстве. Однако необходимо иметь в виду, что сегодня у него множество внутриполитических проблем, связанных с пробуждением нового поколения 90-х. Путин нуждается в новых рычагах для урегулирования этих вопросов, и, возможно, в качестве таковых он попытается использовать свою способность эффективно решать задачи объединения и интеграции постсоветского пространства. И данное обстоятельство, конечно же, не может не отразиться на его подходах к вопросу Нагорного Карабаха.
В российской политической элите есть мнение, согласно которому, распад Великой России - Советского Союза начался с Нагорного Карабаха и стремительных процессов вокруг него. И «собирание земель», как говорят русские, находящиеся под влиянием имперских настроений, также надо начать с урегулирования карабахского вопроса. Такое мнение особенно характерно для тех, кого можно считать сторонниками, скорее, Путина, нежели Медведева. Задача Путина – доказать российскому обществу, что он, действительно, способен выступать с новыми подходами, проводить более четкую и целенаправленную политику.
Сергей Шакарянц, политолог:
- Нелишне напомнить, что именно в годы президентства Путина был создан формат «Кавказской четверки», когда президенты России, Грузии, Армении и Азербайджана, естественно, во главе с Путиным, периодически встречались в Москве и вели переговоры вокруг механизмов урегулирования конфликтов на Южном Кавказе. Иными словами, если даже в политических вопросах Путин воспринимается как политик, более жесткий, чем Медведев, то в вопросе Нагорного Карабаха он проводил не менее взвешенную и осторожную политику, как впоследствии и Медведев, и, я думаю, такую же политику он будет проводить и впредь.
Как известно, Путин уже обнародовал свои новые политические задачи, которые широко освещались в российской и армянской прессе. И незаметно, что в вопросе Карабаха позиция России резко изменится. Не следует думать, что Путин будет оказывать какое-либо серьезное давление на стороны конфликта. Сегодня Россия готова продолжить ту же политику, которая была сформирована в годы первого президентства Путина: она готова стать гарантом всех тех договоренностей, которые будут достигнуты переговаривающими сторонами.
«Айастани зруцакиц»: - Переговорный процесс по Карабахскому урегулированию ныне, по существу, приостановлен. Когда, по Вашему мнению, можно ожидать его активизации?
С.Ш.: - Думаю, прорыва в переговорах не произойдет, как в нынешнем, так и в будущем году. В июле состоятся выборы президента Нагорно-Карабахской Республики, осенью предстоят парламентские выборы в Азербайджане, а в феврале будущего года – президентские выборы в Армении. Очевидно, что все политические силы к ним уже загодя готовятся, и в течение всего этого периода переговорный процесс, естественно, будет находиться в замороженном состоянии. Но, однозначно, в вопросе Нагорного Карабаха у Азербай¬джана пространства для маневра уже нет.
Александр Маркаров, директор армянского филиала Института стран СНГ:
- Может быть, определенные различия в политических стилях Путина и Медведева некоторые наблюдатели и замечают, однако это не означает, что инициативы, предложенные сторонам Нагорно-Карабахского конфликта, в содержательном смысле, претерпят изменения. Не будет изменений и в позициях сторон конфликта.
Вопрос в том, каким образом в рамках имеющихся предложений и в рамках переговорного процесса можно продвинуть дело вперед, а стороны привести к такому решению, которое было бы приемлемо для них всех. Учи¬тывая то, что пока имеются определенные противоречия, в том числе, и по принципиальным вопросам, мы можем говорить о продолжении переговорного процесса. Сегодня нам известно, что этот процесс находится, практически, в той же точке, в которой он остановился (летом прошлого года – ПП).
Если мы говорим о содержательном прогрессе, то можно ожидать небольших шагов, которые, может быть, и не внушат сторонам особого доверия, зато сократят число жертв, почти каждый день фиксируемых на линии огня. Сегодня речь идет о создании следственных комиссий, которые будут конт¬ролировать ситуацию прямо на линии соприкосновения. Как мы знаем, позиция Азер¬байджана, связанная с выводом снайперов с передовой, остается деструктивной.
Любое предложение, которое ложится на стол переговоров, сторонами не принимается. Тем не менее, можно предположить, что переговорный процесс продолжается. И сви¬детельством тому являются не только периодические визиты сопредседателей Минской группы ОБСЕ (в Армению, НКР и Азербайджан – ПП), но и сами переговоры. Думаю, что процесс, хоть и медленно, но продвигается.
Существенной активизации переговорного процесса можно ожидать либо осенью, либо после марта 2013 года.
Грант Мелик-Шахназарян, политолог:
- В связи с избранием Путина, главной интригой в политологических кругах были следующие вопросы: «Каким будет новый период его правления, окажется ли, что он будет похож на его первый и второй президентские сроки, или будет от них сильно отличаться?»
Перед Россией сегодня стоят довольно серьезные задачи, которые требуют более жестких и решительных шагов. Речь, прежде всего, идёт о сложной социально-экономической ситуации, которая привела к возникновению оппозиционного движения, поддерживаемого из-за рубежа. Во внутриполитической сфере конкуренция сейчас еще более обострилась. Имеются и внешнеполитические вызовы, связанные, прежде всего, с выводом войск НАТО из Афганистана в 2014 году, развитием событий на Ближнем Востоке и т. д. Уверен, что в подобной ситуации у России возникнет необходимость в более решительных шагах, и Путин прекрасно это понимает.
В то же время говорилось, что после своего избрания Путин внесет серьезные изменения в состав кабинета министров. В частности, предполагалось, что он сменит министра иностранных дел, что свидетельствовало бы о более жёсткой позиции. Однако этого не произошло, и корректировать внешнеполитический курс страны Путин, кажется, не собирается.
Я не думаю, что вопрос Карабахского урегулирования находится в числе внешнеполитических приоритетов России. Эта страна будет проявлять столько интереса к нашему региону, сколько необходимо для сохранения здесь мира. То есть, до тех пор, пока на Южном Кавказе нет прямой угрозы возобновления войны, Москва проблем здесь решать не будет, а сосредоточится на политическом соперничестве в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Царящая ныне в нашем регионе ситуация, в целом, устраивает Путина: главное – ее стабильность и предсказуемость.
Думаю, переговорный процесс вокруг нагорно-карабахской проблемы приостановился не из-за предвыборной ситуации (в Армении – ПП), а вследствие того, что организованные Дмитрием Медведевым 10 встреч на высшем уровне (Россия, Армения, Азербайджан – ПП) привели в тупик. Реальность такова, что в нынешнем формате эта проблема политического решения не имеет. Необходимо участие в переговорном процессе Нагорно-Карабахской Республики. Видя фактическое отсутствие результатов, перед уходом (с поста президента – ПП) Медведев открыл в Сочи очередное «окно», чтобы Путин в будущем не начинал с нуля. Сейчас стороны находятся на этапе поисков.
Предполагается, что упор будет делаться на гуманитарные, культурные и иные задачи, то есть, политическое решение будет отодвинуто на второй план. И это может произойти в любой момент. Так что, я не думаю, что внутриполитические процессы повлияют на переговоры. Тем более, что после выборов, как в Азербайджане, так и Армении, особых системных изменений и изменений во власти не ожидается.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте