Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Запад не верит Саргсяну? (за 29.06.2012)

Автор: Арам Аматуни

После парламентских выборов (в Армении – ПП) заметно изменение отношения Запада к (президенту Армении – ПП) Сержу Саргсяну. Точнее сказать, отношение не меняется, а просто дополняется жесткими инструментами.
Одним из первых был недавний доклад Государственного департамента США, в котором армянские реалии оценивались довольно жестко. Этот доклад предшествовал визиту Хиллари Клинтон в регион, в том числе, в Армению. Потом появился доклад Международной кризисной группы. Удивительно, но эта группа коснулась внутренней ситуации в Армении, тогда как обычно она удостаивает экспертных оценок лишь процесс урегулирования карабахской проблемы. После этого относительно результатов парламентских выборов резюмировал свое критическое заключение и опубликовал в завершенном виде один из институтов ОБСЕ – Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ).
(…)
Возможно, все это не будет иметь правовых последствий, однако вопрос здесь в политическом содержании намека, который, несомненно, вполне понятным дипломатическим языком дают Сержу Саргсяну. Ну, а кульминацией всего этого можно считать то, что во время визита Сержа Саргсяна в Брюссель после парламентских выборов Евросоюз заявляет, что форум доноров, который должен был быть созван для оказания финансовой помощи в решении экономических проблем Армении, откладывается и состоится после президентских выборов 2013 года. А до этого власти Армении должны сделать все, чтобы устранить проблемы, зафиксированные во время парламентских выборов, чтобы велась эффективная борьба против коррупции, и чтобы Армения активизировала свои усилия в карабахском вопросе.
В то же время Запад продолжает приветствовать стремление к изменениям, которое выражает Серж Саргсян. Однако в настоящее время, очевидно, что Запад руководствуется русской пословицей «Доверяй, но проверяй», интерпретация которой существует и в армянском варианте: «…но веник из рук не выпускай».
Фактически Сержу Саргсяну не верят. Не верят, что, получив финансовую поддержку европейских и международных доноров, он может пойти на существенные системные преобразования. Интересно, Запад только сейчас начал не верить ему, или же это было и до парламентских выборов? По-видимому, только сейчас, так как на парламентских выборах Запад, похоже, не выражал даже признаков недоверия. Не исключено, что международным структурам и державам недоверие внушило то, что Серж Саргсян фактически почти тождественно воспроизвел не только парламент, но и правительство. Более того, в правительстве появились лица, которые, казалось бы, были выведены из системы и являлись, так сказать, свидетельством качественных изменений системы. Не исключено также, что определенные проблемы по доверию к Сержу Саргсяну вызвали его действия против Вардана Осканяна (бывший министр иностранных дел Армении – ПП) и его фонда «Сивилитас», когда СНБ возбудила в отношении него уголовное дело.
Во всяком случае, перебор в проявлении отношения и акцентов очевиден, и Запад говорит Сержу Саргсяну: «Это хорошо, что ты хочешь изменить, однако измени, а потом мы поверим». Возможно, что он полагал, что можно будет еще некоторое время оставить Запад «привязанным» обещаниями, однако, кажется, его расчеты не оправдываются и от него ожидают конкретных дел. Но сделает ли их Серж Саргсян? Следующим вопросом является то, насколько жестким и решительным может быть Запад в данном случае?
Нет сомнений, что такое отношение к Сержу Саргсяну предполагает поиски защитных механизмов в Организации Договора о коллективной безопасности. Более того, на днях он принял генсека этой организации Николая Бордюжу и обсудил вопросы предстоящих в сентябре войсковых учений ОДКБ, которые, кстати, не будут обычными. Дело в том, что это будут первые учения сил быстрого реагирования (СБР) организации. И то, что они проводятся в Армении, да еще за несколько месяцев до президентских выборов в этой стране (они состоятся в феврале будущего года – ПП), подсказывает, что они буду весьма символичными и важными. Вопрос в том, что СБР – это те войсковые подразделения, которые ОДКБ создает в странах-членах для процессов, так сказать, защиты конституционного строя и восстановления общественного порядка. Иначе говоря, они являются, так сказать, силами подавления гражданских мятежей, которые по предложению России создают страны-члены ОДКБ, таким образом, по сути, давая Москве право вмешиваться в свои внутренние дела.
Именно в этом контексте интересно то, с какой степенью жесткости Запад может отнестись к Армении? Мягко говоря, сомнительно, что дело дойдет хотя бы до применения санкций, так как власти Армении, скорее всего, пойдут на новые уступки Москве, нежели откроются перед Западом. Там это хорошо понимают, и именно в этом причина того, что в течение нескольких лет в вопросе применения практических шагов по ужесточению отношения к Армении Запад, по крайней мере, в последний момент, воздерживается. Однако Запад также понимает, что, таким образом, власти Армении маневрируют в отношении него, как канатоходцы, спекулируют на этом обстоятельстве. Наверное, нет сомнений в том, что в целях изменения подобной ситуации, Запад в какой-то мере, но ужесточит свое отношение к Армении. Однако, конечно, не до той степени, чтобы заморозить или прервать их. Просто Запад, так же как и Россия, начнет работать с Арменией по системе «предоплаты»: не будет никаких авансов, и за любую поддержку, пожалуй, потребует от властей Армении какие-либо гарантийные действия, подкрепляющие своё присутствие в системном плане.
Если власти Армении не сделают этого, то, пожалуй, будут вынуждены почувствовать дух социального восстания в стране, а в этом случае силы быстрого реагирования ОДКБ вряд ли смогут помочь. Тем более что они никогда не помогут Армении. Они существуют для того, чтобы помочь России.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте