Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Проблема России – это шанс для Армении

Автор: Арам Аматуни

Слухи о том, что Россия хочет воссоздать Советский Союз, являются бредом. Такое заявление на Международном экономическом форуме в Давосе сделал премьер-министр России Дмитрий Медведев.
Заявление примечательное. На первый взгляд кажется, что это ответ госсекретарю США Хиллари Клинтон, которая в декабре прошлого года на 19-ом заседании Совета министров иностранных дел стран ОБСЕ в Дублине заявила, что евразийский проект – это попытка возродить СССР, и США не позволят России ее осуществить. Казалось бы, Медведев отвечает Клинтон. Внешне это, действительно, так. Но есть реалии, которые известны и Медведеву, и Клинтон, а также президенту России Владимиру Путину. Они состоят в том, что евразийский проект Путина, действительно, является попыткой возродить СССР, просто под другим названием, под другой вывеской, но с теми же политическими и экономическими последствиями и характером. Наконец, доказательством тому является то, что Россия пытается продвигать евразийский проект языком шантажа и угроз, а Путин, когда в прошлом году представлял широкой общественности идею Евразийского союза, не скрывал свою ностальгию по СССР, сказав, что большая часть общества в постсоветских странах и в России скучает по СССР, и что развал Союза был потерей.
После всего этого, а также, имея в виду методы и представления Путина об отношениях с постсоветскими странами, пожалуй, излишне спорить о том, что хотя в своих заявлениях президент РФ больше не говорит о СССР, тем не менее, на уме у него именно Советский Союз. Кто-кто, а Медведев и многие другие представители мировой элиты знают об этом, просто озвучила это только Клинтон как уходящий деятель, который может себе позволить открытыми и дипломатически не завуалированными заявлениями сказать то, что у всех на уме. Вот, с этой точки зрения, Медведев отвечает не Клинтон, а Путину, посылая Западу сигнал о том, что он является тем деятелем, на которого можно уповать при пресечении путинских попыток реанимировать СССР. Кстати, с этой точки зрения заявление Медведева можно рассматривать также как сигнал тем постсоветским странам, которые не очень хотят одобрять путинские евразийские притязания. Речь идет, естественно, и об Армении.
Это – проявление внутривластных противоречий в России, которые после возвращения Путина (на пост президента – ПП), фактически, не только не исчезли, но, можно сказать, еще более углубились. Это дает основания сделать вывод о том, что в РФ вопрос власти, тем не менее, остается открытым, и этому способствуют также экономические реалии: Россия никак не может построить экономику, не зависящую от нефтегазовой «иглы», что позволило бы этой стране проводить более уверенную внешнюю политику. Более того, в условиях поиска альтернативных источников энергии в мире, чем активно занимаются как США, так и Европа, экономические перспективы России становятся все более туманными, и эта страна, в плане внешней политики, становится максимально нежизнеспособной.
Для Армении в этой ситуации, конечно, существуют, как возможности, так и опасности. С одной стороны, наличие проблемы власти в России для Армении может стать новым вызовом, так как, будучи, по сути, спутником орбиты российской политики, Армения может почувствовать на себе, так сказать, сбои центрального управления. Причем, не только непосредственно, но и опосредованно. Например, когда президентом был Медведев, и у него была проблема самоутверждения, он взялся за обеспечение перелома в карабахском вопросе, что, чуть было, не закончилось для Армении территориальными потерями. Медведева вовремя остановил Запад. Более того, возможно, именно это обстоятельство стало одним из тех действенных факторов, которые сделали возвращение Путина на пост президента более предпочтительными для Запада. Созрел ли Медведев за этот период или нет – неясно. Он очевидным образом вновь предъявляет Западу свою заявку. Другой вопрос, какие возможные решения могут появиться, но эта внутренняя борьба в России и обострение притязаний Медведева могут вновь породить предметные угрозы для безопасности Армении.
С другой стороны, эта ситуация предоставляет возможности, в том смысле, что ослабевающая вследствие определённых противоречий (политическая – ПП) пирамида России в вопросе Армении может быть более компромиссной. Это открывает хорошую перспективу для нашей страны, чтобы она диверсифицировала свою внешнюю политику и экономику и вышла из односторонней зависимости от России. При этом нельзя исключить и то, что нынешние процессы в Армении обусловлены именно сложившейся в России двойственной ситуацией, что заставляет Москву быть в Армении более сдержанной, чем обычно. Конечно же, в контексте взаимоотношений с Западом, а не с властями Армении.
Подобная ситуация даёт Еревану также возможность. От неё зависит, чем всё это завершится: результативной диверсификацией или же потерями. Чтобы избежать потерь, необходим демонтаж криминально-олигархической властной системы и создание глубинных механизмов гражданского контроля. При этом, именно такая Армения может быть для России эффективным партнёром, а не безвольным вассалом.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте