Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Железная дорога как клубок интересов

Автор: Зураб Гамрекели

Недавно на одном из грузинских телеканалов прошла передача, посвященная перспективе открытия абхазского участка Грузинской железной дороги. В ней участвовали известные грузинские, армянские и российские эксперты и журналисты. Параллельные телемосты с Сухуми и Ереваном оставили такое впечатление, что этим вопросом, вроде, меньше всех интересуются в Абхазии и Армении, хотя реальная ситуация носит прямо противовположный характер.
В своем интервью азербайджанскому изданию «Эхо» бакинский эксперт по вопросам безопасности, профессор Камиль Салимов говорит о позитивном для Азербайджана геополитическом значении продолжения блокады Армянской железной дороги. По его мнению, высказывание армянского президента Сержа Сарксяна во время беседы с премьер-министром Грузии Бидзиной Иванишвили в Ереване о том, что «...открытие абхазского участка железной дороги явится большим событием», вполне соответствует действительности. В этом с профессором Салимовым трудно не согласиться, т.к. Армении эта железная дорога нужна как воздух. Поэтому Азербайджан постарается сохранить статус-кво с Арменией, и как можно скорее завершить строительств железной дороги Баку-Тбилиси-Карс.
В том же издании азербайджанский эксперт Октай Ахвердов отмечает, что эта железная дорога должна иметь конкурентоспособные тарифы. Он указывает, что, выделенные Баку инвестиции должны окупиться, примерно, за десять лет. К тому же, железная дорога пройдет через территории трех стран, и эти тарифы должны соответствовать интересам каждой из них.
Нынешнее состояние экономики Грузии довольно проблематично, и открытие указанной железной дороги дает компаниям нашей страны шанс выйти на российский рынок. Хотя во время уже упомянутого визита в Ереван премьер-министр Бидзина Иванишвили подчеркнул, что реанимация экономики не должна ущемлять национальную безопасность страны, поэтому при разговоре об открытии абхазского участка железной дороги, условием возобновления движения он назвал учет позиций всех сторон.
По мнению российского эксперта, исследователя Вашингтонского центра стратегических и международных исследований Сергея Маркедонова, пока в Грузии сохранится двоевластье, серьезного прорыва, с точки зрения открытия этой железной дороги, ожидать не следует. То же впечатление осталось у читателя и после заявления министра экономика и устойчивого развития Грузии Георгия Квирикашвили. Он подчеркнул, что вопрос восстановления абхазской железной дороги пока еще не находится в активной фазе рассмотрения. Об этом чиновник заявил на пресс-конференции, устроенной в рамках второй встречи неформального диалога восточного партнерства.
В тот же день информационные агентства распространили информацию о заседании координационного совета строительства грузинского участка железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. После завершения этой встречи, министр транспорта Азербайджана Зия Мамедов заявил, что обе стороны с полным взаимопониманием утвердили бюджет грузинского участка в размере 175 миллионов долларов. В целом Азербайджан выделил Грузии льготный кредит в размере 775 миллионов долларов. По информации Мамедова, на этом участке уже в конце нынешнего года откроется движение, и нет никакой проблемы в связи с тем, что какая-либо из сторон не выполнит своих обязательств.
Из упомянутого выступления министра наиболее интересным было высказывание о том, что оккупирующая азербайджанскую землю страна – Армения – без разрешения Азербайджана не сможет пользоваться этой дорогой. Две недели назад для согласования завершения строительства участка этой железной дороги Марабда-Карцах делегация министерства транспорта Азербайджана гостила в Грузии. По информации министра транспорта Азербайджана Зии Мамедова, первый поезд по этому участку пройдет уже до конца 2013 года.
Еще до визита азербайджанцев в Грузию министр транспорта и коммуникаций Армении Арташес Аветисян заявил, что «...в случае возможности, Армения с удовольствием будет пользоваться железной дорогой Баку-Тбилиси-Ереван. Дело в том, что из-за железнодорожной блокады со стороны Азербайджана и Турции армянские товары стали неконкурентоспособными. Объем иностранных инвестиций в реальном секторе экономики Армении по результатам 2012 года, составляет лишь 391,1 миллиона долларов, по сравнению с 2011 годом этот показатель сократился на 35,2 процента, в том числе, объем прямых российских инвестиций за этот же период сократился на 71,1 процента, а инвестиции из США – на 72,2 процента. Из-за всего этого в настоящее время Армения вместе Ираном собирается строить железную дорогу Мегри-Тавриз, в чем надеется на поддержку со стороны России, несмотря на действующие против Ирана международные санкции.
В связи с возобновлением функционирования дороги, интересные соображения высказал и представитель Ассоциации реформ в Грузии Сергей Капанадзе. В частности, в одном из интервью он совершенно справедливо поднял вопрос отношения согласованного со всеми сторонами таможенного мониторинга к международному коридору. Или, если учесть, что владельцем казахского и армянского участков дороги является АО «Российские железные дороги», то нетрудно догадаться, кто будет участником этих переговоров. Хотя абхазская сторона заявила, что даст согласие на открытие железной дороги только, если поезда не будут останавливаться на территории Грузии, что совершенно нереально чисто с технической точки зрения, если ничего не сказать о политических аспектах проблемы.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте