Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Железнодорожная война между Вашингтоном и Москвой в Центральной Азии и Афганистане

Автор: Георгий Кучава

В ежеквартальном докладе, составленном специальной структурой, отвечающей за восстановление Афганистана, и подготовленном для Конгресса Соединенных Штатов Америки, сказано, что США способствуют тому, чтобы в стране была создана железнодорожная сеть, которая свяжет ее с Центральной Азией. В документе сказано, что Афганистан является единственной азиатской страной, в которой до сих пор нет железной дороги, а новые маршруты позволят соседним странам – Узбекистану, Таджикистану и Туркмении – выйти на мировой рынок через расположенный в Иране порта Бендер-Аббас. Таким образом, можно будет «создать железнодорожный коридор для государств Центральной Азии, который будет свободен от влияния России и позволит им выйти на мировой рынок, который до этого им был недоступен».
В соответствии с центральноазиатским проектом регионального экономического сотрудничества (Central Azia Regional Economic Cooperation), в Афганистане надо проложить две тысячи километров железных дорог. Финансовые партнеры проекта – Азиатский банк развития, ООН, Всемирный банк и Международный валютный фонд. Вместе с тем, другие железнодорожные проекты в Афганистане инвестируют отдельные страны, например, Индия. В докладе написано: «Индия планирует построить то, что можно назвать самой опасной железной дорогой в мире, проходящей по центральной части Афганистана – из богатого минеральным сырьем региона до иранского порта на Аравийском море и, таким образом, попытаться открыть новый торговый маршрут, чем уменьшить зависимость Кабула от Пакистана».
Согласно этому же докладу, «Вашингтон убедил Индию, Пакистан и Афганистан сотрудничать в вопросе создания «Большого Шелкового пути». Следует сказать, что Индия заинтересована в разработке месторождений афганского железа и бронзы и, по проекту, через эти месторождения пройдут новые маршруты, которые свяжут места добычи с иранскими морскими портами.
По сообщению британской «The Тelegraph», на прошедшей в Душанбе конференции, в которой участвовали лидеры Таджикистана, Афганистана и Ирана, стороны договорились относительно сотрудничества, «с тем, чтобы ускорить строительство железной дороги из Ирана в Таджикистан через Афганистан».
В Вашингтоне приветствовали эту инициативу, поскольку она укладывается в проект нового «Шелкового пути» США. Как сообщает британская газета, Соединенными Штатам нужен северный маршрут, поскольку американо-пакистанские отношения становятся все более прохладными. Пакистан постепенно отдаляется от внешнеполитического курса Вашингтона. Но, следует отметить, что на данном этапе Соединенные Штаты не будут помогать Ирану в развитии собственных морских портов. Тут задача состоит в том, чтобы Центральная Азия в сфере транспортных коммуникаций не оставалась зависимой от России. Именно с этой целью и создается железнодорожная сеть в Афганистане. С той же целью Соединенные Штаты не мешают Китаю в осуществлении его планов – построить железную дорогу в Киргизии и Узбекистане для транспортировки своих товаров на Ближний Восток.
А в России уже поднимают тревогу. Например, специальный представитель Ассоциации приграничного сотрудничества Российской Федерации в странах Центральной Азии и Кавказа Михаил Чернов отмечает: «Вместо экономической выгоды, республики Средней Азии, как и Россия, получат новую проблему. Новая структура меняет весь регион. Коммуникации значительно оживят наркотраффик, будет способствовать распространению радикального исламистского учения салафитов в Киргизии, Таджикистане и Узбекистане... Они не имеют иммунитета, чтобы оградить себя от такой угрозы. В советский период границы были закрыты, а автомобильного и железнодорожного сообщения практически не существовало. Ныне обстановка меняется, регион становится открытым, что надо приветствовать. Просто это должно произойти с участием России и будущего Евразийского союза. Здесь речь идет не о мифических имперских амбициях России, каковых у нее нет, это вопрос спасения России и Средней Азии... России тоже необходимо связать свою железную дорогу с помощью Казахстана с Киргизией и Таджикистаном, а также с пакистанской железнодорожной сетью и этим обеспечить себе выход на Гвадарский порт».
Я не могу воздержаться от того, чтобы не напомнить господину Чернову о том, что с 1992 года этот регион в российских средствах массовой информации и официальных документах называется не Средней Азией, как это было в советский период, а Центральной Азией. И сегодня всем известно: несмотря на то, что «в советский период границы были закрыты, и автомобильное и железнодорожное сообщения практически отсутствовали», наркотраффик из региона в Западную Европу через Россию осуществлялся бесперебойно.
Отношение руководителей (стран) самой Центральной Азии к плану США создать в Афганистане сеть железных дорог, пока еще неясно. Хотя уже понятно, что Таджикистан заинтересован в том, чтобы иметь надежное транспортное сообщение с Ираном, как с одним из основных торговых партнеров, а также с учетом того, что таджики и персы – родственные нации. Узбекистан же хочет получить новый выход на мировые рынки и активно включился в строительство и эксплуатацию афганской железной дороги. В 2010 году завершилось строительство 75-километрового участка от его границы до Мазари-Шарифа, которое обошлось в 165 миллионов долларов и финансировалось Азиатским банком развития.
Самые жаркие споры вокруг железнодорожных проектов имели место в Киргизии. Планы Китая построить железную дорогу через Киргизию, чтобы связаться с узбекским городом Андижаном, а затем проложить ее до Ташкента и Термеза, а оттуда – до афганского Мазари-Шарифа, вызвали тревогу части киргизского общества. В связи с выгодой транзита, существует большая вероятность того, что Китай не удовлетворится только строительством железной дороги. Проект оценен в два миллиарда долларов, а Пекин в качестве платы требует передать ему месторождения бронзы и железа.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте