Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Важнейшая задача для Брюсселя и Еревана (за 14.05.2013)

Автор: Муса Микаелян

Комиссар Евросоюза по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле на днях заявил, что на предстоящем в Вильнюсе ноябрьском саммите «Восточного партнерства» ЕС официальный Брюссель ожидает парафирования с Арменией ассоциативного соглашения и договора о свободной и всеобъемлющей торговой зоне.
Штефан Фюле отметил, что до этого Армения, конечно, должна успеть провести внутренние преобразования, являющиеся предпосылкой для парафирования Ассоциативного соглашения.
Фюле, однако, сделал и заявление по поводу того, что, кроме внутренних проблем, Брюссель интересует также региональная стабильность и урегулирование конфликтов. Это весьма существенное добавление, которое, однако, нуждается в пояснении. Но до этого поговорим о внутриполитических проблемах.
Несомненно, нет каких-либо гарантий того, что власти Армении в плане внутренних задач успеют полностью удовлетворить те требования, которые выдвигаются для парафирования документа в Вильнюсе и, таким образом, осуществления исторического, переломного шага в развитии Армении. Проблема не в том, что власти Армении физически не успеют. Если будет политическая воля, то успеть – вопрос чисто технический.
Власти Армении заявили, что имеют намерение достичь подписания Ассоциативного соглашения уже в 2013 году, хотя по графику, сроком является будущий год. Однако доверять заявлениям официального Еревана, мягко говоря, трудно, имея в виду его зависимость от официальной Москвы. И трудно сказать, какие проблемы она создаст Армении для затягивания процесса предварительного подписания.
Дело в том, что парафирование станет таким переломным этапом, возврат с которого, практически, станет невозможным, что для России будет означать существенное ограничение ожиданий от Армении в связи с Таможенным союзом и евразийской идеей. Становится понятным, какое значение данный вопрос имеет для Москвы, и даже просто имперская инерция может создать Армении серьезные препятствия. Следовательно, тут уже нет сомнений в том, что с Москвой необходимо проводить интенсивную работу, как со стороны Армении, так и со стороны Брюсселя.
В этом вопросе Брюссель должен помочь Еревану и поработать с Москвой, заверяя Кремль в том, что здесь стоит вопрос не захвата Армении, а всего лишь выбора правил цивилизационной игры, что в глубинном смысле обеспечивает будущее государственности страны. А для России, в стратегическом смысле, важна эта государственность, а не армянский «форпост». Конечно, к осознанию этого РФ придет с большим трудом, однако ситуация тут вовсе небезнадежна, если Брюссель и Ереван будут работать с Россией, действительно, слаженно и перед Вильнюсом попытаются сделать предупредительные шаги.
А сейчас – о региональной стабильности и урегулировании конфликтов. Об этом Фюле высказался неоднозначно. Во всяком случае, неясно, насколько для Евросоюза это является предварительным условием в случае с Арменией. То есть, если в процессе урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта какого-либо прогресса не будет, то будет ли Брюссель рассматривать это как препятствие для подписания Ассоциативного соглашения? Предположим, Армения успеет решить все внутренние задачи, но вопрос Карабаха останется, какое решение примет Брюссель?
Если переговорное состояние в процессе урегулирования Карабахского конфликта станет препятствием для предварительного подписания Ассоциативного соглашения, если Нагорно-Карабахский конфликт Евросоюзом рассматривается как препятствие или условие для углубления отношений с Арменией, для предварительного подписания Ассоциативного соглашения и договора о свободной и всеобъемлющей торговой зоне, то тут, конечно, Брюссель допускает величайшую несправедливость и ошибку, по сути, не отличаясь от блокирующей Армению Турции, которая рассматривает вопрос Карабаха в качестве условия деблокады, открытия границ, урегулирования армяно-турецких отношений. По этой части пока что нет официальных пояснений ни из Брюсселя, ни из Еревана. Однако если проблема Карабаха является условием в армяно-европейском переговорном процессе по Ассоциативному соглашению, содержание которого держится в секрете, то Брюссель, фактически, присоединяется к, по сути, военным мерам Анкары против Армении, опосредованно одобряя их. Это станет величайшей, как гуманитарной, так и военно-политической ошибкой Евросоюза. Следовательно, Брюссель не должен допустить этого во имя будущего, как Армении, так и Европы.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте