Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Россия требует от Армении больше, чем может ей дать сама (за 01.06.2013)

Автор: Вардан Григорян

Процессы, происходящие сегодня в армяно-российских отношениях, в политологических кругах получают противоречивые оценки. Если рассмотреть вопрос по его форме и содержанию, то, на первый взгляд, факт неучастия президента Армении в неформальном саммите ОДКБ в Бишкеке и в официальном саммите ЕврАзЭС не вызывает каких-либо нареканий. В последней встрече лидеров СНГ не принимали участие не имеющие конкретных интересов в Центральной Азии президенты Армении и Белоруссии, следовательно, здесь нет ничего удивительного. Но так как всё это совпало с возникновением целого комплекса проблем, связанных с увеличением цены на поставляемый в Армению российский газ и заявлением министра иностранных дел России С. Лаврова о неприемлемости статус-кво в вопросе Карабаха, то стало очевидным, что, в смысле содержания, в армяно-российских отношениях вполне закономерно появились трудности, решение которых не только возможно, но и необходимо.
Официальный Ереван проявил большую осторожность, и, пожалуй, единственным официальным лицом, кто высказался по поводу Европейского союза и Таможенного союза (ТС), был замминистра иностранных дел Шаварш Кочарян. Он, хотя и заявил о том, что Армения не войдёт в эти союзы, в то же время отметил готовность своей страны подписать с ЕС договор об ассоциации, а с членами ЕврАзЭС – документ о свободной торговле. Иными словами, Армения чётко сформулировала осуществляемый ею принцип: «насколько возможно, больше сотрудничества, и, насколько возможно, меньше членства». Тем самым, она пытается, по возможности, сопротивляться разным силовым центрам, которые ставят перед Ереваном выбор: или-или.
(…)
Если сегодня Армения говорит «да», допустим, Таможенному союзу, то она автоматически выходит из переговоров по возможному подписанию основополагающих документов в рамках программы ЕС «Восточное партнёрство». Более того, это означает, что другие игроки, входящие в это поле, рано или поздно могут пойти на ещё большее углубление блокады нашей страны. Войти в союз государств, претензии которого в отношении Южного Кавказа оспариваются со стороны другого союза государств, означает встать под «удар бумеранга» блоковой логики, который Россия может выдержать, а Армения – нет.
Понятно, что из-за этого перед нами будут поставлены серьёзные табу в виде исключения международного признания Нагорно-Карабахской Республики, чем сразу же воспользуется Азербайджан, который, кстати, также не подчиняется блоковой логике и ожидает удобного случая. В этих условиях Армения может и обязана «назначить цену» в обмен на свой окончательный стратегический выбор. Более того, эта цена должна быть, по возможности, высокой до того момента, когда будет ясна общая геостратегическая перспектива региона. Следовательно, станет ясно, кто будет тем «покупателем», который в обмен на судьбоносный выбор Армении в состоянии обеспечить решение нагорно-карабахского вопроса, благоприятного для нас. Только при удовлетворении таких условий можно осуществить решительные шаги, вытекающих из блоковой логики, не беспокоясь об их последствиях.
(…)
Армения как активный член СНГ и ОДКБ не изменила и в будущем не изменит принципам, вытекающим из её национальных интересов и «хребтом» которых является армяно-российское военно-политическое сотрудничество. Однако Россия как главный стратегический партнёр Армении, перед тем, как вовлечь её в конкретные интеграционные схемы, должна не только дать нашей стране гарантии безопасности, но и уточнить своё отношение к вопросу международного признания НКР. Если Москва не желает идти на такой шаг, значит, она готовится в те же интеграционные схемы вовлечь и Азербайджан, со всеми вытекающими из этого серьёзными опасностями для армянской стороны. А если, основываясь на глобальном расчёте, Россия сегодня просто не в состоянии сделать этого, то Армения, оставаясь её надёжным союзником, может лишь активно сотрудничать с создающимися Москвой интеграционными структурами. В то же время наша страна не может войти в них, оставив «на другой стороне» обсуждаемый ныне в рамках Минской группы ОБСЕ вопрос международно-юридического статуса НКР.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте