Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Почему в Грузии мечети и минареты строятся, в основном, на деньги граждан иностранных государств

Автор: Нино Хачидзе

Так получилось, что кистинцы (этнические чеченцы) и грузины не поладили друг с другом сначала (к счастью, на бытовой почве) в Панкисском ущелье, а затем – в селе Чела, пока исповедующие ислам грузины и их соотечественники-христиане. Тема противостояния – вопрос существования минарета в селе. Эта весть еще раз дала основание российским политологам говорить о том, что Аджария для Грузии представляет собой перспективную «горячую точку».
Существует ли опасность разжигания религиозной напряженности в регионах, населенных негрузинами, и что этому вызову, в котором просматривается след спецслужб некоторых стран, противопоставляет грузинское государство? Эту тему мы будем анализировать вместе с политологом Мамукой Арешидзе.
«Тбилиселеби»: – Достаточно ли имеющихся в Грузии мечетей и церквей, с учетом религиозного состава нашего населения?
М. А.: - Вопрос стоит не так. Я поддерживаю мысль, согласно которой, любое село или община должны иметь соответствующее вероисповеданию его населения культовое сооружение. Проблема состоит в том, что во время правления «националов» был принят закон, по которому невозможно выяснить, кто имеет право потребовать культовое сооружение, кто должен его построить и т.д. Эти вопросы туманны и непонятны. В период правления Шеварднадзе эта тема вообще была оставлен без внимания, а впоследствии данный закон, возможно, был принят специально для создания недоразумений. Исходя из этого, в некоторых селах функционирует несколько мечетей, а в других – ни одной. Например, в горной Аджарии имеется 160 мечетей. Часто некоторым селам и не нужно столько мечетей или церквей. Поэтому этот вопрос требует соответствующего внимания.
«Тбилиселеби»: - Вы имеете в виду законодательство?
М. А.: - Да, порядок строительства культовых сооружений обязательно должен регулироваться законом, иначе выходит: все, кто имеет деньги и желание, могут возвести культовое сооружение.
«Тбилиселеби»: - А как регулировался этот вопрос в период правления «Национального движения»?
М. А.: - Где нужно было, там они сразу демонстрировали силу. «Националы» создали систему, в которой одну часть общества превратили в агентуру, а на вторую часть населения с ее помощью оказывали воздействие. Если кто-то желал построить мечеть, об этом узнавали через агентуры, посредством которой осуществлялось силовое воздействие с тем, чтобы мечеть построена не была. Кое-кому может понравиться такой подход, хотя, например, в Верхней Аджарии не было ни случаев применения силы, ни агентуры – как хотели, так и строили мечети.
«Тбилиселеби»: - Против мнения о неприемлемости минарета наши ультралибералы выставляют свой аргумент: дескать, также беспокоит неправославную паству часовня, поэтому следует запретить звон колоколов...
М. А.: - В населенных пунктах со смешанным населением возможен и такой подход – чтобы не напрягать ситуацию, снять определенные ритуалы. В таком случае особенно важны те села, где проживает также население, исповедующее ислам, поскольку именно это стало в последнее время предметом спора.
Хочу подчеркнуть, что это стало проблемой благодаря антигосударственной политике «Национального движения». Это специально созданные конфликты, чтобы подчеркнуть слабость государства, поддерживать постоянное напряжение, и в глазах мировой общественности демонстрировать, что Грузия – не толерантная страна. Но в глубине сердца они все же остаются патриотами Грузии, поэтому делают это только в грузинских селах, и пока не трогают регион Нижней Карталии и Панкисское ущелье.
«Тбилиселеби»: - Тем не менее, в Панкисском ущелье все же произошло недоразумение...
М. А.: - Там попытались использовать бытовой инцидент между кистинцами и грузинами для разжигания религиозной розни. Факт, что попытались, но не были подготовлены к этому, поскольку, благодаря вмешательству разумных людей с обеих сторон, конфликт удалось быстро погасить.
Хочу, чтобы общественность обратила внимание на то, что «Национальным движением» инспирированы все напряженности, которые имеют место в селах Нигвзиани, Самтацкаро, а теперь – в Челети. В этом участвует также существующая в сегодняшних силовых структурах «пятая колонна» и спецслужбы некоторых стран, например, Турции. Будем говорить откровенно: минареты и мечети строятся не на деньги правоверной общины. Такое происходит исключительно редко. Церкви тоже не строятся на деньги паствы. Их, главным образом, строят богатые грузины, или на пожертвования Патриархии. В случае мусульманской общины, разница состоит в том, что, как правило, это деньги иностранного государства. Когда богатые верующие грузин или азербайджанец строят мечеть или минарет, я категорически запретил бы работу любой религиозной гуманитарной организации на территории Грузии.
«Тбилиселеби»: - Конфликт между кистинцами и грузинами удалось урегулировать без вмешательства извне, но вот конфликт между исповедующими христианство и ислам грузинами снова сделал актуальной любимую для российских политологов тему о том, что следующей «горячей точкой» в Грузии будет Аджария, или Россия отдала свой голос Турции?
М. А.: - Интересы России и Турции в этом вопросе совпасть не могут. Россию исключительно раздражает турецкая активность на Кавказе, несмотря на то, что они – ближайшие торговые партнеры. С геополитической точки зрения, Турция для России является одним из серьезных противников, и не только на Кавказе.
Я тоже говорю, что Аджария может стать «горячей точкой». Когда мы говорим что-либо, то лучше сказать прямо. Министр иностранных дел Турции Давутоглу является автором неоосманской идеи Анкары. Турки не скрывают, что все ходившие когда-то в состав Османской империи страны находятся в сфере интересов Турции. Поэтому мы должны противопоставить этому не натянутую улыбку бедного соседа, а активное действие. Турецкая общественность свыклась с мыслью о том, что Аджария – это Турция. Если против этого не выступит, как христианское, так и мусульманское население Аджарии, то скоро это будет на самом деле так. А для того, чтобы аджарская общественность не начала противостоять этому процессу, необходимо, чтобы в внутри общества были распри, для чего легко можно использовать мусульманское население Аджарии. Но главное то, что такой политике государство никакого отпора не оказывает. Ни один руководитель страны никак не осознает, что под прикрытием образования всеми соседями проводится антигрузинская политика. Все соседи борются против нас этим методом, за исключением России, потому, что они наименее разумны и выступают против нас на танках.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте