Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

«Безусловный сюрприз» Сержа Саргсяна

Автор: Пресс-папье

Прозвучавшее в Москве заявление президента Армении Сержа Саргсяна о том, что его страна решила присоединиться к Таможенному союзу (ТС) и будет участвовать в формировании Евразийского союза, стало для многих, как в самой Армении, так и за её пределами, безусловным сюрпризом. Тем самым, официальный Ереван, фактически, отказался от парафирования соглашений с Европейским союзом об ассоциации и глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли, которое должно было быть оформлено в конце ноября в Вильнюсе на саммите «Восточного партнёрства». Сложные переговоры по согласованию этих документов длились три с половиной года и были успешно завершены в июле.
Известно, что программа ЕС «Восточное партнёрство» подразумевает значительное повышение уровня политического взаимодействия и экономической интеграции шести постсоветских государств – Украины, Молдавии, Грузии, Армении, Белоруссии и Азербайджана – с Евросоюзом, увеличение предоставляемых им объёмов европейской финансовой помощи и усиление энергетической безопасности этих государств.
Следует отметить, что в Москве относятся к инициативам Евросоюза на постсоветском пространстве с большим подозрением, а программа «Восточное партнёрство», как и подписание упомянутых выше соглашений с ЕС, воспринимается там как попытка Запада «вырвать» из-под российского влияния постсоветские государства.
Армения – единственное из государств «Восточного партнёрства», имеющее с Россией отношения стратегического союзничества, на её территории дислоцирована российская военная база, совместно охраняются внешние границы Армении, обе страны входят в ОДКБ. И вполне естественно, что Москве, мягко говоря, не очень понравилось вовлечение ее стратегического союзника в процессы интеграции, пусть, на первый взгляд, и чисто экономической, в ЕС.
Ереван на протяжении всех лет переговоров с Западом постоянно утверждал, что его европейские устремления отнюдь не ведут к изменению внешнеполитического вектора, в том числе, к отказу от военно-политического союза с Россией. Москва и, особенно, Брюссель, каждый со своей стороны, предупреждали о невозможности одновременного сотрудничества Армении с Евросоюзом (в качестве ассоциированного государства) и ее членства в Таможенном и Евразийском союзах.
И всё-таки вплоть до 3 сентября, когда после переговоров в Москве с Владимиром Путиным Серж Саргсян заявил о решении Армении стать членом ТС, абсолютное большинство армянских политиков и аналитиков было уверено в том, что парафирование соглашений с ЕС – вопрос решённый. Но этого не произошло, и вот почему.
Можно не сомневаться в том, что самым информированным человеком в Армении является президент Серж Саргсян. И более чем очевидно, что он отлично понимает: одновременно на двух геополитических «стульях» усидеть невозможно. В то же время армянскому президенту нужны твёрдые гарантии безопасности, как Армении, так и Нагорного Карабаха. Интеграция с ЕС, пусть и в усечённом виде, означает не только экономические взаимоотношения (ведь чистой экономики не бывает). Здесь присутствует и политическая составляющая, в том числе, как минимум, совместное обсуждение вопросов безопасности. Но в случае возобновления военных действий в Нагорном Карабахе, Евросоюз не может реально гарантировать безопасность Армении. Об этом в последние годы не раз говорил сам Запад.
Недавно в российских СМИ прошла информация о том, что анализ типового проекта соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли, опубликованного в Украине, позволяет чётко обозначить рамки допустимого для ассоциации с ЕС: признание территориальной целостности других стран (т.е. фактический отказ Армении от Нагорного Карабаха), координация внешней и оборонной политики с ЕС и распространение соглашения только на общепризнанную территорию государства (т.е. не на территорию Нагорного Карабаха).
Между тем, Москва имеет в Армении военную базу, её пограничники охраняют армянскую границу с соседними Турцией и Ираном, у обоих государств есть общая военно-политическая повестка, как двусторонняя, так и в рамках ОДКБ. В подобной ситуации, когда роль России в обеспечении эффективной системы безопасности Армении является доминантной и определяющей, нынешний шаг Еревана – осознанный и прагматичный геополитический ход. По словам Сержа Саргсяна, «находясь в одной системе военной безопасности, невозможно и неэффективно изолироваться от соответствующего экономического пространства. Это рациональное решение (решение о вхождении в Таможенный союз – ПП) исходит из национальных интересов Армении».
Таким образом, членство Армении в ТС и, позднее, в Евразийском союзе, в контексте ещё большего углубления стратегического союзничества с Россией, однозначно укрепит ее позиции на Южном Кавказе. Совместно с другими государствами Таможенного союза намного легче будет отстаивать свои интересы в отношениях с другими странами и региональными объединениями. В то же время, для России это – реальная возможность не только сохранить, но и усилить свое военно-политическое присутствие в Кавказском регионе. С учётом новых геополитических реалий, другие его страны – Турция, Иран, Азербайджан и Грузия – естественно, будут более тщательно выверять свои внешнеполитические шаги в отношении Еревана. Не исключено, что может стать реальностью и возможность вступления кого-то из них в создаваемый центр силы. И хотя об этом говорить ещё рано, но, к примеру, в Грузии и Азербайджане (пока ещё на уровне отдельных политиков и экспертов) уже оценивают евразийские перспективы своих стран.
После того, как Ереван решил присоединиться к Таможенному и Евразийскому союзам, наметились новые крупномасштабные и амбициозные экономические программы России в Армении. По итогам переговоров Путин-Саргсян, стало известно о том, что ОАО «Российские железные дороги» может инвестировать в развитие армянской железнодорожной сети около 15 млрд. рублей, а «Росатом» совместно с армянскими атомщиками планирует реализовать проект по продлению срока эксплуатации Армянской АЭС на 10 лет – до 2026 года. Со своей стороны, «Роснефть» возьмётся реконструкцией одного из крупнейших армянских предприятий – завода «Наирит», а Евразийский банк развития рассматривает возможность вложения 100 млн. долларов в строительство автомагистрали Север-Юг.
Таким образом, основная мотивация вступления Армении в Таможенный союз – геополитические выгоды, продиктованные соображениями национальной безопасности. В контексте этих выгод, Москва готова содействовать развитию экономики Армении.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте