Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Переформатирование власти: армянский вариант

Автор: Пресс-папье

Армения стоит на пороге серьёзных конституционных изменений. Весьма вероятно, что главным моментом здесь станет переход от нынешней полупрезидентской формы правления к парламентской, при которой вся полнота власти будет сосредоточена в руках премьер-министра. Напомним, что последние конституционные изменения в стране были приняты в 2005 году. Тогда в Основной закон РА, в частности, были внесены поправки, предусматривающие ограничение полномочий президента за счёт усиления роли парламента.
Глава государства Серж Саргсян уже подписал указ о создании специальной комиссии по конституционным реформам. В нем действующий президент обосновывает необходимость конституционной реформы следующим образом: «Для реализации принципа верховенства права; усовершенствования конституционных норм, гарантирующих основные права и свободы человека; полноценного обеспечения равновесия ветвей власти и повышения эффективности общественного управления».
О возможном изменении системы государственного управления откровенно говорят представители правящей Республиканской партии Армении (РПА). Член исполнительного органа РПА, председатель постоянной комиссии Национального Собрания по государственно-правовым вопросам Давид Арутюнян замечает, что вопрос перехода к парламентской форме правления, безусловно, станет предметом обсуждения. Депутат также не исключил, что в случае перехода к парламентской системе правления, на следующих выборах в Национальное Собрание в 2017 году пропорциональный список РПА может возглавить нынешний президент страны, лидер республиканцев Серж Саргсян, и в случае победы он возглавит страну уже в качестве премьер-министра.
Совершенно очевидно, что в этом и заключается главный смысл конституционных преобразований нынешней власти – путем переформатирования политической системы страны, сохранить бразды правления государством. Ведь, согласно конституции, нынешний срок президентства для С. Саргсяна, формально, последний. В новом же статусе он сможет править и далее, неограниченное время. По мнению оппозиции, переход к парламентской республике – единственная для него возможность обеспечить воспроизводство своей власти.
Сегодня Серж Саргсян является, своего рода, модератором и арбитром среди разнообразия группировок во власти, которые соперничают между собой. И, судя по всему, он не видит реальной и удобной для себя кандидатуры, которая может сменить его на посту президента. Тем более, дать гарантию продолжения нынешней политики, как внутри страны, так и вне её, не говоря уже о гарантиях безопасности.
Хотя до очередных президентских выборов (2018 года) ещё далеко, уже сейчас озвучиваются имена будущих соискателей на главный пост страны. Среди них: экс-президент Роберт Кочарян, премьер-министр Тигран Саргсян, председатель Национального Собрания Овик Абрамян, экс-премьер министр Армен Саргсян, экс-мэр Еревана Карен Карапетян, один из самых богатых бизнесменов страны, лидер партии «Процветающая Армения» Гагик Царукян. Наверняка в течение ближайших лет некоторые из них станут реальными кандидатами. И если Серж Саргсян в предстоящие годы назовёт имя своего преемника из данного списка или же остановит свой выбор на другом политике, борьба за власть в стране обострится. Дело в том, что, хотя нынешний президент и является сегодня безусловным лидером своей команды, однако с приближением новых президентских выборов, когда он окажется в статусе «уходящего», его реальный политический вес может уменьшиться, и передача власти выбранному им преемнику вряд ли пройдёт безболезненно – как внутри страны, так и за ее пределами окажется много несогласных с таким решением.
«Внутри страны» – это не только сегодняшние оппоненты, а и те политики в самой власти, кто долгие годы, находясь рядом – сначала с Робертом Кочаряном, а теперь и Сержем Саргсяном, ждут своего часа, когда они сами смогут выйти на первый план и претендовать на президентский пост президента. Кстати, тот же Кочарян, который, судя по всему, отнюдь не желает уходить в политическое небытие, вполне вероятно, пожелает вернуться в большую политику в статусе первого лица государства.
Нельзя не учитывать и внешний фактор, причем, как российский, так и западный. На протяжении всех лет армянской независимости соответствующие геополитические центры реально влияют на расстановку сил на политическом поле страны. Ереванская газета «Жаманак» в этой связи утверждает: «Если они одобрят сохранение нынешнего статус-кво власти в виде премьерства С. Саргсяна, то недовольные в Армении, несмотря на свое недовольство, смирятся с этой ситуацией».
Если интеграция Армении в Таможенный и Евразийский союзы станет реальностью, можно не сомневаться, что роль Москвы в будущем раскладе сил в Ереване будет решающей. И не факт, что президент Владимир Путин обязательно согласится с С. Саргсяном по поводу кандидатуры преемника последнего.
Поэтому вполне вероятно, что сегодня, когда его позиции ещё прочны, армянский президент пытается создать определённые гарантии для своего политического будущего в виде изменения модели управления и, тем самым, решения вопроса собственной власти: стать премьер-министром с широкими полномочиями.
Другой вопрос, удастся ли ему договориться с внутривластными силами и геополитическими центрами относительно своего политического будущего. Ведь перед глазами недавний опыт соседней Грузии, где президент Михаил Саакашвили несколько лет назад всеми возможными и невозможными способами «перекроил» Конституцию своей страны под себя, и президентская республика стала парламентской. В результате, система правления изменилась, а он сам, проиграв оппозиции, сегодня уходит в историю. Кто знает, может быть, многоопытному армянскому президенту удастся, учитывая ошибки и недочёты грузинского коллеги, пройти свой путь и добиться необходимого результата, не наступив на грабли предшественника.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте